Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Е.А.Тюгашев, Т.В. Попкова - СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
ия исходной нерасчлененности и 
аморфности человека идет в двух полярных направлениях: удаление рудиментарных 
признаков противоположного пола и приобретение искусственным путем недостающих 
признаков противоположного пола.
      Присущее изначальному хаосу дотворения состояние неразделенности полов 
преодолевается и порядок устанавливается в операциях обрезания – крайней плоти, 
клитора, больших губ и грудных мышц. Генитальная операция доделывает человека, 
выступая ритуальным аналогом творения людей. Человек не только рождается, но и 
делается, вырезается, после чего он приобретает возможность жениться (выйти 
замуж). Ритуальное членовредительство у разных народов включает: вырывание или 
подпиливание зубов и ногтей, ампутацию последней фаланги мизинца (на левой руке 
у мужчин, на правой руке – у женщин), выщипывание бровей, татуировки и насечки 
на теле, прокалывание ушей и ноздрей, растягивание губ и ушей, эпиляцию и 
бритье, стрижку.
      Выражением зависти одного пола к другому является андрогинизм – 
присвоение форм противоположного пола, создающее временное или постоянное 
состояние символической целостности. Первоначально андрогинизм проявляется в 
кастрации, возвращающей человека к божественной бесполости. Первые 
представители духовенства (жрецы), как правило, были кастратами. В русской 
секте скопцов после удаления яичек и полового члена, клитора и малых губ, 
вырезали (выжигали) соски и всю грудь. Шаманы и жрецы носили женскую одежду и 
украшения, отращивали длинные волосы, занимались женской магией. В Ливии 
посвященным женщинам – храмовым проституткам – вырезали матку, чтобы их 
молодость и красота сохранялись как можно дольше.
      Во время инициации юноши носили женскую одежду. При ритуальном 
травестизме может совершаться субинцизия – надрез полового члена для 
периодического кровотечения, имитирующего менструацию. Обрезание крайней плоти 
замещает иногда обрезание пуповины, прерывая связь с матерью. Страдание при 
мужском обрезании дублирует родовые муки и дает право на ребенка.
      История моды, с ее постоянными колебаниями то в сторону феминизации, то в 
сторону маскулинизации, завершает культурное дооформление частей тела, особенно 
женского.
      Возрастной символизм культуры – система представлений об основных этапах 
жизненного цикла индивида, находящая выражения в системе возрастных субкультур. 

      Возрастная степень – деление жизненного пути индивида в движении от 
младенчества к старости. Систем возрастных степеней образует иерархию 
возрастных статусов индивида, приобретаемых в ритуалах перехода. 
      В первобытном обществе возраст был главным критерием при дележе добычи. 
Так, у поморов Русского Севера детей называли “зуйками”, отождествляя их с 
птицами, питающимися отбросами. Число налагаемых пищевых запретов обратно 
пропорционально статусу. В Австралии женщинам, детям и младшим мужчинам нельзя 
было есть мясо и яйца дикой индейки. Старейшины полностью освобождались от 
запретов и имели право первым прикасаться к пище во время трапезы.
      Возрастной класс – совокупность людей, имеющих нормативно выделенную 
возрастную степень. Возрастная стратификация проецируется в социальное 
пространство. В жизни ньюкаса (Танзания) выделяется три поколения: деревни 
сверстников умершего вождя, старосты которых имеют ритуальные функции; деревни 
зрелых мужчины, сверстников правящего вождя, чьи старосты обладают 
административными (военными) функциями; деревни мальчиков и юношей, сверстников 
наследника вождя, которые питаются в доме родителей, но ночуют в отдельных 
хижинах. Деревни классифицируются как деревни “наших отцов”, “наших старших 
братьев” и “наших сыновей”. Мужчины деревни не имеют права на жен своих 
сверстников, хотя называют их женами.
      Возрастные объединения – организационно оформленная общность людей 
определенного возраста. Возрастные объединения обычно имеют собственные имена, 
могут обладать местом дислокации, собственностью (включая песни, раскраску 
щитов), лидерами. Так, в ХIХ – начале ХХ в. в Германии большую роль в жизни 
сельского общества играли юношеские и девичьи союзы, в которые принимались 
молодые люди 16–18 лет. Это было торжественным событием в жизни молодых людей. 
Юноши, принятые в союз, должны были опекать девушек из девичьих союзов. Члены 
молодежных союзов имели обязанности и по отношению к общине: девушки украшали 
цветами и зеленью церкви и капеллы к праздникам, а также другие общественные 
постройки, вместе с юношами очищали источники. Юноши должны были участвовать в 
похоронах односельчан. За общественные работы молодые получали угощение для 
своих пирушек. Совместная деятельность молодых давала возможность присмотреться 
потенциальным женихам и невестам друг к другу. 
      Возрастная организация, критически важная для архаического общества, в 
настоящее время воспроизводится в неформальных малых группах, закрытых 
сообществах, а также в масштабе всего общества в форме конфликта поколений.
      
      Задания и упражнения:
      1) Познакомьтесь с основами физиологии размножения в царствах растений и 
животных. Какое максимальное количество полов возможно?
      2) Какая рабочая сила более эффективна для домохозяйства: старики или 
старухи?
      3) Какое место занимает боди-билдинг в гендерном строительстве?
      3) Проведите картирование пространства высшего учебного заведения. 
Выделите гендерные различия.
      5) Наблюдается ли в настоящее время конфликт поколений?

      Рекомендуемая литература:
      1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.
      2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала 
XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.
      3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
      
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-