|
рода индикатором «сексуализированности»
общества. Скажем, в Индии, стране высокой
сексуальной культуры, баядеры считали грудь
главным орудием обольщения, берегли ее форму
с помощью специального легкого деревянного
футляра, украшенного золотом и драгоценными
камнями. Напротив, в Европе в
Средние века грудь была символом соблазна
и всячески пряталась. Ренессансное раскрепощение
сексуальности делает «плодородную»
грудь предметом преклонения. Еще античность
знала покрой платья, при котором бюст
был выигрышно поднят. Ренессансная мода не
только заимствует его, но при этом и максимально
грудь открывает. Груди — источник
вдохновения поэтов, они белы, как слоновая
кость, подобны Венериным холмам или двум
сахарным головам, выступают из корсажа,
как два восходящих солнца, поднимаются, как
два копья, и т.д. Не отстают и художники —
Тициан, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт пишут
знаменитых женщин эпохи с обнаженной грудью
(часто — в виде Мадонны, кормящей
младенца, поскольку мужчины предпочитают
зрелую, развитую грудь). В XV и XVI веках
строятся многочисленные фонтаны в виде
женщины, из грудей которой брызжет вода,
а по праздникам — и вино. Дамы подпирают
грудь корсажем, набитым ватой, украшают
соски кольцами и специальными шапочками,
соединяют груди золотыми цепочками, увешанными
крестами и драгоценностями. Мария
Медичи выдумала фасон платья, в котором
сверху по бокам были сделаны два круглых
выреза, так что грудь из них практически выпрыгивала.
В Венеции, где было принято, чтобы
дама прятала на улице лицо под маской
или вуалью, грудь при этом благополучно демонстрировалась.
Мода XVIII века, не теряя интереса к груди,
его существенно видоизменяет. Теперь это
не питающая материнская грудь, а бюст, служащий
исключительно сладострастью. И в
изящной литературе, и в живописи мы найдем
бесчисленные изображения груди, но не
обнаженной, а раздетой, и эта разница существенна.
Даже августейшая грудь выставлялась
напоказ — Мария Антуанетта была признана
победительницей в этой номинации,
после чего Малый Трианон украсился вазой
для фруктов, воспроизводившей форму ее
груди. XVIII веку мы обязаны изобретением
искусственной груди — ее делали, из воска, а
11
затем из кожи телесного цвета с нарисованными
прожилками. С помощью специальной
пружины она могла, «поднимаясь и опускаясь,
обнаруживать тайный огонь, ее сжигающий
».
В XIX веке в соответствии с изменениями
взглядов на сексуальность грудь начинают
вновь считать символом материнства, продолжения
жизни, что, естественно, предполагает
ее пышность. Эпоха декаданса покончила со
всякими полными и развитыми формами, но
запрятать бюст подальше окончательно не удается,
поскольку в это же время дамы начинают
заниматься спортом, носить обтягивающие
свитера, которые подчеркивают не только форму
груди, но и каждое ее колыхание. Кроме
того, консервативные мужчины вовсе не собирались
отказываться от старых предпочтений,
|
|