|
составах футбольных команд, дела на финансовых биржах, хвастаются друг перед
другом своими машинами, сплетничают о секретаршах и т.д.
Этот уровень общения (лучше его назвать "антиобщение") принимают
большинство мужчин. Однако вся система начинает разрушаться, если в ней
появляются женщины. Женщины знают, что эмоциональная близость возможна, а
усилия, направленные на ее достижение, оправданы. Могу предположить, что это
происходит потому, что женщина обладает опытом взаимоотношений с детьми, когда
те еще находятся у нее во чреве. До рождения ребенка отец не общается с ним
совсем, и я не уверен, что эту разницу в исходных позициях впоследствии можно
как-то наверстать. Без сомнения, историческое разделение труда, когда мужчина
отправлялся охотиться на динозавров, а женщина оставалась в пещере и опекала
своих детей, внесло существенный вклад в этот дисбаланс.
Несмотря на возражения, имеющиеся на этот счет в современной культуре,
я верю в то, что биология определяет больше, чем психология. Мужчины, конечно
же, могут научиться более личному отношению и заботе, но я сомневаюсь, что они
когда-либо смогут достичь материнской интуитивной заботливости. И здесь вряд ли
поможет простое подражание женским социокультурным моделям. Обычно для описания
традиционной семейной модели я использую аналогию с колесом велосипеда. Мать -
это ось колеса. Она ответственна за психологическую атмосферу в семье, за то,
достаточно ли заботы и внимания получает каждый член семьи. Отец похож на шину.
Его функция заключается в более непосредственном взаимодействии с внешним миром.
Он должен защитить остальных членов семьи от опасностей реального мира, а
также подготовить детей к реальной жизни. Дети в моей аналогии напоминают спицы
колеса. Они - то, что соединяет мать и отца, и если продолжить аналогию, также
и то, что родителей разделяет. В любом случае такая модель отнюдь не
благоприятствует близости между Мамой и Папой как мужем и женой.
Когда семья вновь собралась, на первый план выступила их “авторская”
версия этого универсального вопроса.
К: Для многих мужчин реальная сложность состоит в следующем: они
достаточно рано теряют надежду что-либо получить от жизни. Их обучают
влюбляться в вещи - в машины, в животных, в работу.
Для особи мужского пола, которого с самого раннего возраста учат, что
эмоциональная включенность является чем-то неприличным, жизнь становится
стимулом к открытию безопасных областей реальности, в которые можно вкладывать
свое собственное “Я”.
М: Да, да, именно так! Он влюблен в свой трактор. Если трактор сломается,
он начинает стонать: "О, мне нужен трактор, мне он просто необходим!". И Майку
приходится его чинить.
К: Со страстью.
М: Да! Со страстью. Это его страсть!
К: Можете ли вы сказать, когда вы оставили надежду как-то очеловечить
его? Сколько времени прошло с тех пор, как вы поженились, когда вы решили, что
он безнадежен?
М: О, совсем не сразу.
(Смех).
Этот комментарий приоткрывает типичную борьбу на ранних этапах
супружеской жизни. Женщина пытается помочь мужчине жить в настоящем. Личностно
включиться во взаимоотношения с ней. Всеобщий смех подтверждает признание
самого факта борьбы и одновременно отчаяние.
К: Конечно, не сразу, так как женщина обычно путает секс с любовью. Она
не понимает, что мужчина в самом начале по-настоящему не любит ее. Он лишь
сексуален.
М: Правильно. Такое могло произойти по крайней мере через несколько лет
- может быть, лет пять.
Мои усилия здесь направлены на то, чтобы вновь вернуть Маму к нашей
проблеме. Сейчас, когда мы установили факт безнадежности мужчин, я хочу, чтобы
Мама смогла свободно взглянуть на реальную ситуацию ее собственной жизни.
Действительно встать лицом перед фактом, что ее муж не проявляет к ней большой
нежности, что она одинока.
Женщины обычно ловятся на удочку интереса мужчины к сексу - это старый
способ, которым женщина пытается убедить себя в том, что она кому-то
небезразлична. И хотя иногда это подтверждается, но в более далекой временной
перспективе такая уловка снижает человеческое достоинство женщины.
Я работаю исходя из предположения, что до того, как Мама сможет
действительно мобилизовать себя к росту, ей придется стать лицом к лицу с
реальностью, которую она пытается игнорировать. Только тогда боль и одиночество
станут ее союзниками в борьбе за развитие. Только тогда они смогут дать ей
мужество и указать путь. Боль, будет держать ее в онемелом состоянии и в
изоляции до того, как Мама сможет ее принять. Конечно, принятие боли тоже может
быть болезненным, но это боль с элементами обещания и надежды, вовсе не
ослабляющая по своей природе.
* * *
|
|