|
действительности происходит обратное: мы ищем и находим теорию, соответствующую
нашим установкам. Когда мы натыкаемся на какую-то понравившуюся нам идею, мы
автоматически пропускаем ее через наш внутренний “компьютер”. Если она
соответствует той программе, которая заложена в нас, мы заявляем свои права на
нее. Если же нет, то мы эту идею отвергаем как ложную или, по крайней мере,
бесполезную.
Использование своего “я”
Прежде чем окружить себя доспехами теорий и методик, которые смогли бы
обеспечить нашу безопасность, когда нам будет недоставать мужества, жизненно
важно заглянуть в собственный мир ценностей и убеждений. Особенно это верно,
если исходить из предположения о том, что основным орудием терапевта является
он сам.
Иными словами, для того чтобы быть терапевтами, мы должны вновь
изобретать колесо. Мы должны бороться с жизнью и сами с собой до тех пор, пока
не сможем видеть то, что скрыто от поверхностного наблюдения. Мы должны иметь
доступ к нашим собственным импульсам, интуиции и ассоциациям и не терять с ними
связи. Только когда вы боретесь сами с собой, вы можете принести в
терапевтический кабинет свою личность, а не только униформу терапевта.
Одна из реальных опасностей в нашей области, которая может сделать нас
профессионально несостоятельными, - это придание слишком большого значения
внешним фактам. Важно понять, что мы отбираем и организуем эти "факты",
пропуская их через наши внутренние механизмы. Это позволяет приспособить их к
нашей личностной системе убеждений. Помните, я могу видеть вас только через
того себя, которого я знаю. Я могу понять вашу семью только сквозь фильтр моей
собственной семьи. Поиск моего “я” является центральным в использовании этого
“я” в терапевтической работе.
Одним из самых предварительных показателей того, насколько хорошо я
способен работать с конкретной семьей, является степень, в которой я в
состоянии увидеть себя в ней. Это позволяет сделать некоторый прогноз о том,
насколько полно я могу войти в семейную систему, утвердиться в ней. Если я
действительно могу увидеть себя в контексте их трудностей, тогда у нас есть
шанс. Однако, если они очень отличаются, очень чужды, не свойственны моему миру,
у нас будут проблемы. Если наши миры слишком отличаются друг от друга,
приглашение ко-терапевта, который не понаслышке знаком с их образом жизни,
могло бы иметь неоценимое значение. Сильный культурный диссонанс не
препятствует терапии, но вы должны серьезно принимать его во внимание.
Кроме того, если я замечаю, что у меня большие проблемы в работе с
данной семьей, хорошо дать им знать об этом. Реплики следующего типа могут
вдохнуть жизнь в работу: "Вы знаете, у меня сложности с тем, что я не слышу в
ваших высказываниях ничего личностного. Я не могу понять смысла ваших страданий.
Если вы станете вести себя более открыто, может быть, я почувствую себя более
включенным".
Любая терапия, в конце концов приносящая пользу, включает в себя
определенные элементы страдания и борьбы. В то время как семья старается
завоевать новую территорию, их собственное жизненное пространство оказывается
ненадежным. Для того, чтобы рискнуть отправиться в путешествие, они должны
принять идею о том, что боль является скорее не врагом, а компаньоном. И я
должен заботиться о них, сопереживать, чтобы помочь им сделать боль переносимой.
И если они почувствуют мою заботу, то осмелятся отправиться со мной в
путешествие. В другом случае они будут достаточно осторожны и скорее всего
отвергнут предложение.
Личностная конфронтация - это обратная сторона личностной заботы. Ты
способен любить в той степени, в которой способен ненавидеть. Как однажды
сказал Винникотт (1949), "если ты не был ненавидим твоим терапевтом, ты был
обманут". Личностная конфронтация представляет собой очень ценный опыт,
оживляет всех нас, поэтому я хочу, чтобы "они" оказались лицом к лицу со мной,
были мне противопоставлены. Это заставляет кровь течь быстрее. И важен здесь
именно опыт, а не результат.
Так же и в браке, где взаимоотношения супругов предполагают заботу как
существенную их подструктуру: эти взаимоотношения могут обогатиться и усилиться
при помощи конфронтации. Те пары, в которых конфронтационные взаимоотношения
отсутствуют, склонны к распаду. Возможно, в терапевтическом процессе этого
достичь легче, чем в браке. Мой вклад как терапевта состоит в том, чтобы
включиться в реальный опыт семьи, а не пытаться эту семью изменить.
Конфронтация больше похожа на интенсивный обмен точками зрения, чем на
манипуляцию. Мои усилия направляются на то, чтобы быть честным с ними, давая им
свободу решать, что им потом, собственно, делать с этим опытом.
Приведу пример. Посреди первичной беседы с одной семьей сессия стала
вялой, скучной, как бы выдохлась, и я поймал себя на том, что думаю о проблемах,
связанных с моей парусной шлюпкой. Состоялся следующий обмен репликами:
П: Ну хорошо, о чем мы сейчас будем говорить? Здесь эксперт вы.
Терапевт: Забавно, что вы спрашиваете об этом. А я вот сижу здесь и
думаю о своих проблемах с парусной шлюпкой. Соединительные скобы сломались, и я
не могу их починить.
(Пауза)
М: Вам тоже скучно, а? Последние 10 минут мне как-то до смерти стало
|
|