|
возможность увидеть себя такими, каковы мы есть на самом деле.
Известная дзэнская история иллюстрирует этот момент. Речь в ней идет о старой
китаянке, которая поддерживала монаха более двадцати лет. Монахи часто получали
бесплатно жилье и еду у городских жителей, которые верили в то, что если хотя
бы один монах станет просветленным, то от этого выиграет все человечество.
В связи с этим женщина стала интересоваться успехами монаха. Чтобы выяснить,
насколько он преуспел, она прибегла к помощи девушки, «богатой желанием».
«Подойди и обними его, — сказала она девушке, — а затем неожиданно спроси:
"Что теперь?"»
Девушка подошла к монаху и без лишних разговоров стала ласкать его, спрашивая,
что он собирается теперь делать.
«Старое дерево растет зимой на холодной скале, —ответил монах в несколько
поэтическом ключе. — Нигде нет никакого тепла».
Девушка вернулась и пересказала то, что он ей сказал.
«Подумать только, я кормила этого парня двадцать лет! — воскликнула женщина
со злостью. —А он не проявил заботы к твоим нуждам, не потрудился понять твое
положение. Конечно, ему не следовало отвечать на страсть, но, по меньшей мере,
он должен был проявить хоть немного сострадания».
После этого она сразу же пошла к хижине монаха и сожгла ее.
Сказать, что секс не имеет ничего общего с дзэн, — это все равно что
сказать, что секс противоестествен. Ничто не может быть дальше от истины. Путь
дзэн состоит в том, чтобы позволить природе выразить себя посредством всех
наших действий, какими бы они ни были, — так же естественно, как вишня
расцветает весной.
Религиозные адепты иногда отказываются от секса, видя в нем земное желание,
которое следует преодолеть, и дзэнские монахи не являются исключением. Эти
монахи, как правило дзэн-буддийские, формализовали подход к дзэн, использовав
буддийскую систему ограничений и правил. Уходя в монастырь, они принимают
строгий обет аскетизма как средство самосовершенствования. Но «чистый» дззн
осуждает привязанность к религиозной ортодоксальности или любые схоластические
поиски просветления. Один из наиболее почитаемых мастеров дзэн, Иккю Содзюн
(1394—1481), высмеивал правила монастырей и их крайности в самоотречении. В
одном стихотворении за другим он восхвалял вино и физическую любовь, утехи с
любовницами и постоянные походы в бордель. Вот один из знаменитых образцов его
поэзии:
Десять дней
В монастыре
Сделали меня беспокойным.
Красная нить
На моей ноге
Длинна и неразрывна.
Если однажды
Ты будешь меня искать,
Спроси обо мне
У торговцев рыбой,
В таверне,
Или в борделе.
Для Иккю разрыв взаимоотношений между мужчиной и женщиной ради достижения
просветления не имел смысла. В его философии «дзэна красной нити» секс углублял
переживание просветления. Он говорил, что никто не может войти в этот мир, не
будучи рожденным мужчиной и женщиной; мы с рождения связаны с сексом «красной
нитью» крови. Дальше и дальше назад уходит эта красная нить, длинная и
неразрывная, к истоку всего сущего. Мы «сотворены» из секса. Этот факт нужно
принять, а не избегать его, говорил Иккю. Он открыто носил монашескую одежду в
увеселительных кварталах, чтобы подчеркнуть духовную природу своих действий: Я,
кого провозгласили генералом Дзэн, Смакую жизнь и наслаждаюсь сексом во всей
полноте!
Каждое мгновение, независимо от того, проводим мы его в занятиях сексом или
медитацией, предоставляет нам возможность дзэнской реализации. Пусть любая вещь
станет вашим источником поглощенности, поскольку дзэн распространяется на все
вещи и в любое время. Не важно, как вы придете к дзэн — через стрельбу из лука,
ремонт мотоциклов, аранжировку цветов, воинские искусства, игру на га-
Удивление раскрыло истинную природу монаха. Двадцать лет медитаций не
смогли вселить сострадание в его сердце — единственное мерило прогресса в
практике. В решающий момент, когда не было вре-мени на раздумья, он провалил
свой экзамен.
Б своем комментарии к этой истории индийский гуру Ошо сказал, что у
монаха было три возможности:
«Если в течение двадцати лет он не прикасался к женщине, то первая
возможность заключалась в том, что он мог поддаться искушению, стать жертвой,
забыть все о своих медитациях и заняться с девушкой любовью. Вторая возможность
— остаться холодным, сохранить контроль и не проявить никакого сострадания к
девушке. Он просто жестко сдерживал себя, чтобы не поддаться искушению. И
третья возможность: если бы медитации достигли своей цели, то он был бы полон
любви, понимания, сострадания и попытался бы понять эту девушку и помочь ей.
Она была всего лишь проверкой этих возможностей.
|
|