|
и мало кому выдаются для чтения. Основным источником для западных
читателей являются популярные книги живущего в Швеции китайского ученого
Чжан Жоланя "Дао любви и секса. Древнекитайский путь к экстазу" (1977
г.) и "Дао любящей пары. Истинное освобождение посредством Дао" (1983
г.). В последнее время эти книги стали распространяться и у нас, правда,
в пиратских изданиях. Но не говоря уже о юридической стороне дела, пере-
водить сложные китайские тексты с английского - то же самое, что изучать
"Слово о полку Игореве" по американским комиксам.
Особенность настоящего сборника в том, что он составлен и подготовлен
высококвалифицированными учеными-синологами на основе оригинальных ки-
тайских текстов. Это не вольный пересказ, а тщательно сделанный, научно
прокомментированный и богато проиллюстрированный перевод важнейших эро-
тологических трактатов и классических образцов эротической прозы Средин-
ного государства, сопровождаемый серией специальных статей о том, как
ставились проблемы пола и сексуальности в китайской философии, религиоз-
ном сознании, обыденной жизни, художественной литературе и в изобрази-
тельном искусстве. Таким образом, советский читатель получает не просто
набор рецептов "секса по-китайски", а более или менее цельное представ-
ление о месте эротики и сексуальности в традиционной культуре древнего и
средневекового Китая.
Однако не будем кривить душой. Как бы ни был интересен культурологи-
ческий контекст книги, многие, вероятно, даже большинство читателей,
все-таки подойдут к ней прагматически, с точки зрения возможного повыше-
ния собственной "сексуальной квалификации". Ничего постыдного в желании
стать мастером "искусства спальни" нет, тем более что древние авторы
обещают и продление жизни, и укрепление здоровья, и всякие прочие блага.
Но, как и всякая народная медицина, китайская сексология требует осмыс-
ленного к себе отношения, а не слепого подражания.
При всей кажущейся универсальности сексуальной техники, ее правила
всегда ориентированы на определенный социо-культурный контекст, причем
эти сексуально-эротические сценарии в разных обществах далеко не одина-
ковы.
В чем специфика древнекитайского понимания секса и эротики?
В отличие от христианской культуры, рассматривающей секс как нечто
грязное, низменное и чрезвычайно опасное, китайская культура видит в
сексуальности жизненно важное положительное начало, утверждая, что без
благополучной и здоровой половой жизни не может быть ни личного счастья,
ни здоровья, ни долголетия, ни хорошего потомства, ни духовного благопо-
лучия, ни даже социального спокойствия в семье и в обществе. Сексу-
альность и все, что с нею связано, воспринималось китайской культурой
очень серьезно, и это было правильно.
Вместе с тем, в отличие от некоторых гедонистических индийских кон-
цепций, ориентированных преимущественно на индивидуальное наслаждение,
китайская эротология чрезвычайно рационалистична. Здесь все взвешено,
выверено, регламентировано, разложено по полочкам, причем в основе всех
этих предписаний и классификаций лежат не случайные ситуативные сообра-
жения, а религиозно-философские представления и тесно связанные с ними
нормы сохранения здоровья и долголетия.
Если воспользоваться фрейдистским противопоставлением принципа ре-
альности и принципа удовольствия, то придется сказать, что китайская
эротология ориентирована не на принцип удовольствия, а на принцип
пользы. Но какая именно и чья польза имеется при этом в виду?
Читая даосские и конфуцианские трактаты об "искусстве спальни", очень
важно помнить, что они написаны с мужской точки зрения и адресованы
прежде всего и даже исключительно мужчинам. Женщина выступает в них не
столько как равноправный сексуальный партнер, сколько как объект мужско-
го вожделения. Даже стараясь довести женщину до оргазма, мужчина забо-
тится не столько об ее удовольствии, сколько о том, чтобы получить дра-
гоценную женскую субстанцию инь, не поделившись собственной жизненной
силой - ян, В свете современных идей о равенстве и взаимодополнительнос-
ти полов такая установка выглядит, мягко говоря, несколько эгоистичной и
может вызвать у женщин чувство протеста.
Второе ограничение. Многие советы адресованы не просто мужчине, а им-
ператору, обладателю гарема. Однако подражать монархам не только не обя-
зательно, но сплошь и рядом невозможно. Современный мужчина, который
всерьез воспримет рекомендацию жениться сразу на девяти женщинах, не
только не укрепит свое здоровье, но будет иметь серьезные трудности как
в личной, так и в общественной жизни. Сегодняшние супружеские отношения,
даже если ограничиться постелью, требуют не только отточенной эротичес-
кой техники, но также психологической интимности и способности понять
индивидуальность другого человека. Древние китайские авторы об этом
практически не задумывались. Между тем очень многие наши любовные проб-
лемы и трудности обусловлены не столько сексологической, сколько психо-
логической некомпетентностью-эмоциональной заторможенностью, нечут-
костью, неспособностью к самораскрытию или пониманию душевных состояний
партнера. Грамотный психолог или психоаналитик может помочь в этом слу-
чае гораздо лучше, чем авторы даосских трактатов. Не говоря уже о конфу-
цианцах с их призывами к порядку и дисциплине.
В описании некоторых сексуальных позиций и в иллюстрирующих их рисун-
ках, помимо партнерской пары, часто присутствует третье лицо - ребенок
или служанка. Отчасти это отражает реальный быт той эпохи, когда многие
телесные отпр
|
|