|
мужчины или женщины, самца или самки, устанавливаемый на основании строения
гениталий, а иногда и других соматических и поведенческих признаков. Такие
широко понимаемые «половые особенности» могут быть вовсе не связаны с
репродуктивной функцией. И еще одно терминологическое уточнение. Хотя слова
«пол» и «секс» — формально синонимы, эти существительные и производные от них
прилагательные часто имеют разное значение. «Пол» и «половые» свойства
обозначают явления, связанные с дифференцировкой мужского и женского,
различением мужчин и женщин, тогда как «секс» и «сексуальные» свойства
подразумевают сексуально-эротические чувства и отношения. В англоязычной
литературе с этой целью часто разграничиваются понятия «sex» и «gender».
Секс (франц. sexe, от лат. sexus - пол) — всё то, что относится к сфере
половых отношений, к половой жизни. Сексуальность — совокупность психических и
физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и
удовлетворением полового влечения.
Однако проблема «пол и сексуальность» не просто терминологическая. Ранние
теории сексуальности считали ее чисто биологической, инстинктивной, но что
такое «половой инстинкт»? Одни авторы, начиная с Лютера и Монтеня и кончая
французским ученым конца XIX века Шарлем Фере, отождествляли его
преимущественно с потребностью организма в освобождении от
9
продуктов деятельности половых желез, т. е. от семени. Эякуляция выглядела при
этом аналогичной уринации и дефекации а женщине отводилась пассивная роль
«сосуда». Более сложная модель считает сексуальное поведение проявлением
«репродуктивного инстинкта», потребности продолжения рода, свойственной не
только мужчинам, но и женщинам. Именно так трактовал «половой инстинкт» один из
родоначальников социальной психологии англоамериканский психолог Уильям
Мак-Дугалл Каковы мотивы сексуального поведения и чем объясняются такие его
формы, которые заведомо не ведут к продолжению рода например мастурбация —
ответа не было. Теория полового отбора Дарвина, признавая основой сексуального
поведения репродуктивные потребности, одновременно ставит вопрос о природе
эстетических, эротических и психологических компонентов полового влечения:
почему именно к этому, а не к другому объекту? Однако ответа на эти вопросы она
дать не смогла.
Фрейд считал секс мощной психической и биологической силой, стремящейся к
разрядке, редукции напряжения. «Нервная система, — писал Фрейд, — это аппарат,
функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение
их к минимальному возможному уровню, так, чтобы, если бы это было возможно, она
сохраняла бы себя в совершенно невозмутимом состоянии». Английский этнограф и
социолог Б. Малиновский подчеркивал социологические и культурные аспекты секса.
Генри Миллер рисовал в своих романах откровенные картины секса, с тем, чтобы
философски осмыслить самую сущность человека. В повседневной жизни слово «секс»
в последнее время стали использовать для обозначения полового акта («заниматься
сексом»). Слово «сексуальность» обычно понимают шире, так как оно относится ко
всему, связанному с сексом. Сексуальность — это одна из граней существования
человека, а не только его способность к эротической реакции.
Сексуальность имеет большое значение в межчеловеческих отношениях.
Филогенетическая эволюция благодаря развитию речи (в качестве второй сигнальной
системы) и культуры обусловила существенные отличия сексуальности человека от
сексуальности животных. Однако они по-прежнему сохраняют общие биологические
черты, лежащие в основе двух функций — репродуктивной и коммуникативной.
Согласно Левит (1978), сексуальность можно рассматривать как специфический,
психосоматический язык тела, как форму изначально невербализованной
коммуникации. В этом смысле половая связь с психосоматической точки зрения
выража-
10
ет увлеченность, привязанность, доверие, безопасность и удовлетворение.
Обнаженность в свою очередь обозначает искренность, доверие и преданность.
Поскольку привязанность, близкий контакт, доверие и безопасность являются
универсальными потребностями человека, их элементы желательны в любых
межчеловеческих отношениях, в том числе сексуальных. В сексуальном контакте
имеется также определенная двузначность коммуникации и компоненты
амбивалентности. В этом смысле сексуальность становится не столько источником
«изолированного» наслаждения, сколько средством выражения сущности любовных
отношений, но при условии, что сигнализированные и обещанные языком тела
привязанность, восприятие и т. д. являются подлинными, реальными. Если это так,
то сексуальная связь может приобрести более глубокое значение, не ограничиваясь
лишь предоставлением временного удовлетворения. Культивирование именно таким
образом понимаемой коммуникативной функции сексуальности создает условие для
развития межчеловеческих контактов и связей и для их большей гуманизации.
Сексуальный экстаз является предельным выражением эротической связи между
людьми. Он, в частности, характеризуется сознанием существования «вне себя» и
переживанием чувства единения с вселенной. Поэтически это можно определить как
соприкосновение с вечностью.
Обуховский (1977) под сексуальностью понимает «физиологические процессы,
технику и манипуляции, дающие наслаждение», т. е. прежде всего лишь
инструментальную сторону эротики. Под эротикой, которую автор считает присущей
исключительно человеку в результате развития психики, он понимает внутреннее
переживание, связанное с сексуальностью, а также определенную оценку
|
|