|
е красивой, мужественной расе — и они станут сражаться со своими
дурными привычками гораздо усерднее, чем когда вынуждены делать это под
давлением угроз и строгого надзора.
Я всегда считала, что даже маленькие дети способны совершенно серьезно
воспринять слова о сексе. В сердцах старших же находит чуткий отклик идея
расовой ответственности — в то время как религиозные или моральные воззвания
могут оставить их равнодушными, или вызвать активное неприятие. Невозможно
увязать религию и повседневную жизнь и деятельность человека извне. До тех пор,
пока не возникнет потребность в духовной жизни, любые призывы к ней
бессмысленны.
Глава 11 ПСИХОЛОГИЯ СКРОМНОСТИ
Значение скромности часто недооценивается, и лично мне не известно ни
одного удовлетворительного психологического объяснения этого феномена.
В своем докладе, сделанном на заседании Британского общества изучения
психологии сексуальных отношений, профессор Вестермарк высказал предположение,
что инстинкт скромности возник в человеке вследствие того, что вовлеченные в
половой акт особи были беззащитны, и, следовательно, пришли к выводу о
целесообразности прятаться в такие мгновения от возможных врагов.
На мой взгляд, это объяснение совершенно никуда не годится. Оно столь же
далеко от настоящей жизни, как и лабораторные психологические опыты. Как мне
кажется, следует различать два типа скромности: мгновенное смущение и
скрытность, развившаяся из-за страха перед возможностью осуждения за
нескромность.
Младенец — абсолютно лишенное чувства стыда создание, но взрослый всегда
изрядно стыдлив. Ребенок, в котором еще не развилась сексуальность, просто не
обращает на многие вещи внимания, а лишь прислушивается ко мнению взрослых
относительно пристойности. Он не столь скромен, сколь вежлив. Личность же,
сексуальные силы которой развиты, будет тяготеть либо к стыдливости, либо к
демонстративности, и чем мощнее ее природа, тем сильнее личность будет
склоняться к одному из этих направлений.
Как мне представляется, этот вопрос по сути сводится к проблеме аппетита, т.
е. находится ли индивидуум в состоянии голода или сытости. Голодный человек
находит аромат пищи восхитительным, однако после еды тот же запах может вызвать
отвращение, то же происходит и с сексуальными желаниями.
В то же время нам необходимо помнить, что в случае с сексом очень важную
роль играют факторы разума и эмоций. Человек может находиться в состоянии
абстрактного сексуального голода, но если предоставится конкретная возможность
удовлетворить этот голод, возникнет необходимость учитывать целый ряд
эстетических, эмоциональных и идеалистических соображений.
Даже голодный человек не станет есть траву, и лишь совершенно развращенная
и деморализованная личность будет рассматривать первого же попавшегося
представителя противоположного пола в качестве возможного партнера.
Следовательно, прежде чем мы окажемся готовыми к половому акту, нам
необходимо почувствовать эмоциональный и физический голод. Пока не возникнет
это состояние совершенного голода, мы будем находиться в положении сытно
пообедавшего человека, которого тошнит от одного лишь запаха пищи. И призыв к
сексуальному контакту вызовет лишь отвращение.
Мне кажется, что скромность коренится именно в факторе активного неприятия
секса вследствие отсутствия желания к совокуплению — мы инстинктивно избегаем
возникновения сексуальных желаний, если не чувствуем потребности в этом.
Естественно, эти соображения не относятся к растленным натурам, скромность
которых относится к скрытному типу, как бы отдавая должное форсмажорному
обстоятельству — общественному мнению. Если же человек еще не развращен — он
будет тяготеть к безыскусной демонстрации своего очарования перед объектом,
внимание которого стремится привлечь, а в случае присутствия рядом более
смелого ухажера, чье внимание нежелательно, неиспорченное существо будет
стремиться замолчать, уйти в тень.
Фактически, сущность скромности заключается в избегании провоцирующего
поведения при нежелании сексуальных контактов.
Именно в этом психические корни всех обычаев, касающихся необходимости
избегать нежелательных авансов. Именно в этом содержится своего рода
законодательное определение того, что есть недостойное и оскорбительное.
Безусловно, невозможно юридическим путем установить, что должны, и чего не
должны делать люди у себя дома. Ни одна попытка применить санкции закона не
приведет к появлению безвестных правдоискателей. И все же нам надо стремиться к
тому, чтобы сексуальные стимулы не навязывались вниманию тех, кто не желает
этой стимуляции.
Так что общество, безусловно, должно быть заинтересовано в запрете на
общественную продажу и рекламу порнографической литературы, постановки пьес
сомнительного содержания и уличную проституцию.
Случается, что молодые люди по мере взросления оказываются настолько
развращены увиденным и услышанным, что полностью теряют способность
самостоятельно управлять своими действиями, подобно алкоголикам. В таком-то
состоянии они и становятся добычей сексуальных гарпий.
Я не сторонник цензуры печати, художественных выставок или частных
театральных представлений, поскольку очень трудно определить, что является
оправданным с художественной точки зрения. То, что кажется «шокирующим» для
одного поко
|
|