|
должны оставаться тонкими.
Вспомним схему А.Подводного. До ментала включительно идет человек. Каузальные
события - это уже не совсем человек. Это человек и то, что с ним происходит,
плюс окружающая среда, в которой осуществляется взаимодействие с людьми,
веществами, энергиями. Каузальный план - это нечто принципиально иное:
надчеловеческая реальность.
Следующий план - Буддхиальный уровень ценностей. Буддхиальный план в нас нам не
принадлежит. Это - сфера действия эгрегора. Если в человеке живут смыслы, цели,
долгосрочные программы, то они являются не совсем его достижениями. Они
предполагают сотрудничество с другими. Это то, что просочилось в человека извне.
Выше всего находится Атманический план: идеалы, миссиональная траектория
нечеловеческого происхождения. Она назначена высшими силами и управляется
Божествами. Когда человек входит в противоречие с надындивидуальным содержанием,
которое он несет в себе, связь прерывается. Человек становится плоским,
скучным эгоистом.
Когда же человек предоставляет свободу и себе и другим, когда другие позволяют
ему быть свободным, когда все перестают быть связанными формальными ментальными
обязательствами, эти ценности расцветают.
Изначально человек является нормальным коллективным существом. Он - обычный
неотъемлемый орган большого организма под названием "сообщество". Он прекрасно
понимает, что без сообщества ему грозит гибель. Поэтому партнерство оказывается
насущнейшей необходимостью. И не потому, что было бы скучно или на жизнь не
заработаешь. Присутствие другого необходимо человеку по духовному тяготению, но
присутствие свободное, добровольное, радостное, дружелюбное. Только так
осуществляется подлинный синтез индивидуумов. На них нисходит дар согласия, дар
взаимодействия, дар объединения личных энергий и образования чего-то
надындивидуального. Чтобы это понять, нужно научиться иначе думать. Скорее
придумать, потому что мы слишком ленивы, чтобы вскрывать в себе духовный пласт
внутренних содержаний (Во что ты веришь? Ради чего живешь? Куда идешь?).
Мы считаем, что приобретение многих знаний, ярлыков, слов сделает нас богаче,
больше, светлее. Мы не понимаем, что нам очищаться надо, а не наедаться. Нам
вытряхиваться надо. Нас пылесосить нужно, чтобы свет засиял. Партнерство -
замечательная школа такого очищения представлений. Очень сложно отпустить
другого, очень трудно разрешить ему действовать самостоятельно. Мы можем
поступить так на формальном уровне, но нам трудно отсоединить его
психологически. Отсюда начинаются различные игры, изучаемые в трансактном
анализе, разгораются невротические пляски, взаимные манипуляции.
Мы боимся предоставить другому свободу, равно как и сами боимся получить ее. А
все потому, что мы не умеем опираться на то, что живет в нас поверх слов, на
подлинное, что было посеяно не людьми, но Богом, на то, с чем мы пришли в этот
мир - идеалы, ценности, смыслы. Мы родились с ними. Мы сами есть идеалы,
ценности и смыслы, а вовсе не физическое тело или астральные переживания. Мы
боимся окунуться в себя, с головой уйти в содержания собственной души, потому
что их невозможно объяснить другим людям, кристаллизовать в словесные структуры.
Мы можем только организовать жизнь в соответствии с этими ценностями. А другим
нередко непонятны мотивы, которые руководят нами, и поэтому они считают нас
неправыми.
Партнерство, сотрудничество - это большой дар и большая проблема высвобождения
себя из-под власти схем. Высвобождения не как стремления к хаосу, а как призыв
к полету. Человеку просто необходимо научиться ходить без костылей. Слова,
рассудочные концепции, какие-то доктринальные представления - они-то и являются
костылями. Они пусты сами по себе и настолько многозначны, что каждый человек
понимает их по-своему. И в то же время мы уверены, что за словами стоит что-то
одно. Да нет там ничего. Это всеобщая человеческая игра. Мы все на планете
играем в слова. Мы испытываем невероятное наслаждение от слов: правильно сказал
или неправильно, правильно поняли или недопоняли, хорошо книгу написал или
плохо. Мы забываем о том, что реальность находится за пределами словес. Они
нужны постольку, поскольку помогают включить другого, достучаться до него,
помогают заставить его открыть глаза и посмотреть на нас, обратиться к нам. Но
общение - за словами, любовь - за словами, совместное действие, взаимное
доверие - за словами. Мы никак не можем этого понять. И случись что, сразу же
цепляемся за слова. Начинаем что-то доказывать, объяснять, аргументировать,
делать логические выводы. И продолжаем всю ту же бесплодную игру, если не
чувствуем внутренних содержаний. А если мы их уже чувствуем, то слова
становятся ненужными.
Часто возникает вопрос по поводу книги Э.Шострома "Манипулятор и актуализатор".
Абсолютных актуализаторов не существует. Манипуляция - неизбежность в общении с
людьми. Потому что порой она является единственным средством взаимодействия.
Полный отказ от манипуляций означает то же самое, как если бы хирург умывал
руки в тот момент, когда требуются его манипуляции с инструментом для спасения
жизни человека. Существует два вида манипуляций: коррекция пути другого и
диктат над его поведением. Коррекция всегда осуществляется временно и умно,
исходя из совместных целей взаимодействующих людей. Коррекционные манипуляции
основаны на понимании ценности того, что нужно каждому партнеру. Диктат - это,
во-первых, глупая манипуляция. Примитивная, плоская, профанная.
Заматериализованная, эгоистичная, своекорыстная. Во-вторых, диктат - это
постоянная манипуляция, то есть требование полного контроля над другим. Такая
манипуляция разрушает. Самое смешное, что процесс духовного обучения в орденах
является ничем иным как мудрой манипуляцией ради освобождения человека от любых
|
|