Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Руны и Рунная Магия :: А. Платонов :: А. Платонов - Руническая Магия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
Два типа рунической магии
Прежде всего следует сказать о том, что магическое применение рун может иметь 
две формы. Первая из них - нанесение рун на предметы, имеющие собственные 
функции (например, на оружие или орудия производства, на утварь и т.д.). Второй 
формой прикладной рунической магии является изготовление специального амулета, 
несущего те или иные рунические символы и предназначенного для достижения 
определенной цели магическим образом. Такой талисман назывался в Скандинавии 
таув (др.-исл. taufr) или хлут (др.-исл. hlutr). Различие между терминами таув 
и хлут заключается в том, что под первым из них, как правило, понимается именно 
рунический амулет, в то время как словом хлут нередко обозначается амулет или 
священный предмет вообще, вне зависимости от того, какого рода знаки на него 
нанесены и нанесены ли вообще. Термином таув назывались также и пластинки с 
нанесенными на них отдельными рунами Футарка, предназначенные для гадания, а 
также - и сама магия рунических талисманов.
Материалы археологических раскопок дают нам немало примеров применения обоих 
этих разделов рунической магии. Нам известны и амулеты, специально 
изготовленные как носители отдельных рун или их комбинаций, и предметы, на 
которые нанесены руны или рунические рисунки-гальдраставы для придания им 
волшебных качеств.
Группы рунической магии
Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд - а Старший Футарк тем более 
- это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними 
связями; это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное 
расположение знаков имеют особое магическое значение.
Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов - и, 
соответственно, концепций и магических принципов, - во многом утеряно. Однако, 
некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их 
было бы значительным упущением.
Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка - это 
знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих 
древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по 
себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун 
разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. 
aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались 
соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны 
также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и 
третьем - по пять. Однако, сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический 
строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру.
Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, 
конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при 
рассмотрении данной темы. Первая из них - это не раз уже упомянутые Речи 
Сигрдривы.
Речи Сигрдривы резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды - прежде 
всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе 
Сигурда) и стиля советов. Последний стиль нередок для скандинавской традиции; 
произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного 
рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению 
рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами советы 
произносятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в 
тайны рунического искусства:
Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.
(Речи Сигрдривы, 5)
Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга 
кольчуг - это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг 
кольчуг - битва, клен битвы - воин).
Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? 
Задумаемся - ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь 
сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, 
но о неких рунических группах: целящие руны, руны прибоя...
Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в 
этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение 
теряет свое значение - все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк 
иначе - так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно 
видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!
Слишком поразительно для случайного совпадения - в первом совете в числе Рун 
Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во 
втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй 
тройке!
Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что 
советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами 
Футарка. Эта связь перед нами.
Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем 
атте, получили сейчас название групп Сигрдривы. Вот эти группы:
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-