|
Следующими были руны Hug, руны ума. Изображенные на груди или «скрытых частях»,
эти руны помогали их владельцу превзойти других быстротой соображения. Руной
шестого рода была Biarg, которая призывала Богиню-Мать способствовать
благополучным родам и вообще покровительствовать женщинам и младенцам. Седьмую
группу составляли руны Swart, или некромантические знаки, используемые при
вызывании духов умерших. К ним примыкали руны Troll, применяемые для гадания и
колдовства. Руны Ale были в ходу у мужчин, как средство для обольщения чужих
женщин. Они должны были быть вырезаны на чаше, из которой пила женщина, и на
тыльной стороне руки мужчины — вместе с руной Nyd, которую следовало вырезать
на ногте. К рунам Wend относились руны, перевернутые и написанные в
магических целях в обратном порядке, справа налево. Составные или
связанные руны представляли собой буквы, которые совмещали в себе две или
больше руны, образуя магический знак для особой цели. Этот прием очень
напоминает связывание букв, иногда применяемое в латинских надписях, греческие
монограммы имени Христа и более сложные монограммы, которыми пользовались
императоры Византии и Священной Римской империи. Родственные им шифрованные
руны играли важную роль в искусстве рун. Каждый вид шифрованных рун имел свое
собственное наименование. Две разновидности шифрованных рун называются Kvist
(разветвленные) и Tjald (шатровые). Разветвленные руны основаны на простом
числовом принципе. Футарк делится на три группы (атта), которые нумеруют— по
порядку или кодированным способом. Затем каждая руна в каждом атте получает
номер — опять-таки по порядку или согласно коду. Таким образом, каждая буква
представлена двумя номерами: номером атта и номером руны внутри атта. Такие
руны изображаются в виде вертикальной черточки с боковыми ответвлениями.
Количество ветвей на одной стороне представляет номер атта, куда входит буква,
а на другой стороне — номер буквы внутри атта. В качестве примера мы можем
выбрать разветвленную руну с одной черточкой справа и пятью слева. Если
применялась система только прямой нумерации, где каждый атт и каждая руна
нумеруются по порядку, то так будет обозначена четвертая руна первого атта, то
есть Rad. Пользуясь такой системой, можно составлять целые слова и предложения.
«Шатровые» руны действуют по тому же принципу, но они основаны на Х-образных
формах и читаются по часовой стрелке, начиная слева. Другую форму шифрования
представляют руны «lis», в принципе, подобные разветвленным и шатровым рунам,
но в которых единичные черточки не соединены с основной несущей чертой. Чтобы
записать номер атта, здесь используются короткие черточки, а для номера буквы —
длинные. Еще одной формой подобного типа являются руны «Lagu», где для
обозначения номера атта и буквы используются только руны Lagu, иногда
написанные наоборот. Наконец, руны Klap или Klop были в своем роде предтечей
азбуки Морзе, так как здесь отдельные рунические буквы передавали рядом ударов
или постукиваний по дереву. Детали этой системы утеряны, но весьма вероятно,
что принцип был тот же, что и в криптографии разветвленных и других рун.
Рис. 29. Защитные руны (Ing и Dag). «Шесты колдуний» (Англия и Германия).Рис.
30. Магические составные руны: (верхний ряд, слева направо): долго длящийся;
доброй удачи; любовная руна—мужчина для женщины; любовная руна—женщина для
мужчины; (средний ряд) Я есмь, Аlu» (власть), успех в законном действии, сила
ума; (нижний ряд) составная руна из Сеста (Германия) ок. 625 г. н. э.
И, наконец, существовал вид шифрования, в котором значения рун вводились в
прозаический или стихотворный отрывок, составленный таким образом, что в тексте
прочитываются скрытые слово или слова. Англосаксонская поэма «Елена»,
написанная Киневулфом в последние годы восьмого столетия, содержит именно такой
вид кодирования рун. Это отчетливо видно в отрывке из главы 15 (в скобках
интерпретация автора):
«Прежде этого человека всегда одолевали приступы печали; он был пылающим
факелом [Ken, С], хотя в Медовых Палатах ему вручили сокровище, золотое яблоко.
Он оплакивал зло [Yr, Y]; он был братом скорби [Nyd, N]; он страдал от
несчастий, терзающих его тайных мыслей, хотя для него конь [Ehwaz, E] мерил
дорожные мили, гордо несся, имея на себе украшения. Радость [Wyn, W]
уменьшается и удовольствие тоже по мере того, как уходят годы; юность миновала,
а с ней и прежняя гордость. Блеск юности был когда-то у нас [Ur, U]. Теперь
старые дни отдалились, и радости жизни ускользают с течением времени, так же
как истекает вода [Lagu], меняющиеся потоки. Богатство [Feoh, F] преходяще для
всех людей под небесами: красоты земли исчезают под облаками, подобно ветру,
когда он дует с шумом...»
Этот отрывок из англосаксонской поэмы является типичным по способу,
посредством которою древние северные барды и скальды кодировали послания для
тех, кто был достаточно образован, чтобы расшифровать их. Здесь содержатся
рунические эквиваленты букв имени Киневулфа (Супеwulf).
РУНЫ И ДЕРЕВЬЯ
Современные исследования рун вновь открыли соответствия между рунами и
деревьями, каждое из которых выражает какое-то свойство руны. В этом
наблюдается заметная аналогия с кельтским огамическим и гаэльским алфавитами, в
которых наиболее характерные названия и качества связаны с соответствующими
деревьями. Эти системы соответствий были детально сверены несколькими знатоками
рун, включая Энреда Торссона, Фрею Асвинн и автора этой книги. В ряде случаев
имеются альтернативные варианты, но это неудивительно, поскольку руны проявляют
свои аспекты по-разному в различных обстоятельствах. Единого вселенского закона,
который сводил бы эти соответствия в однозначную схему, просто не существует.
Ниже следуют наиболее распространенные примеры.
|
|