|
ГЛАВА XXII
129
Разные владыки правят разными мирами. Вишну как высший бог вселенной.
Виды йогического сосредоточения. Осязательные атрибуты Вишну как персо-
нификации его неосязаемых качеств. Вишну есть вся вселенная. Плод, обре-
таемый от слушанья Вишну-пураны.
А
Аватара-воплощение высшего бога (Вишну, Шивы) в системе трех миров в
образах божеств, мифических героев и существ.
Агимы-здесь: трактаты, излагающие учения различных течений в индуиз-
ме.
Агни-бог огня, наряду с Индрой может выступать как предводитель трид-
цати богов.
агнишватты-питары-домохозяева, потомки Агни, которые не приносят
жертвы огню и не поддерживают огонь в домашнем очаге.
Ад-см. патала или нарака.
Агништома-пятидневное весеннее жертвоприношение сомы, посвященное ог-
ню.
Аджагава-лук Шивы, Пинака.
Аджаекапад-божество в образе однорогого козла, здесь- имя одного из
рудр.
Адити-божественная дочь Дакши, супруга Кашьяпы, мать двенадцати
адитьев. В Пуранах-дочь Дхармы.
адитьи-двенадцать божеств, сыновей богини Адити. Айравата-ездовой
слон Индры.
Алакшми-богиня, персонифицирующая несчастье, антипод богини счастья и
богатства Лакшми.
Амаравати-столица в царстве Индры. Ананта-Бесконечный, одно из основ-
ных имен Вишну.
* Содержит основные имена и термины, приводимые в тексте ВП и пред-
назначен помочь читателю правильно ориентироваться в тексте памятника.
Подробный словарь имен, терминов и реалий древнеиндийской традиции см.
Васильков, Невелева 1987.
Ангирас-один из семи великих риши, сын Брахмы. Анасуя-супруга велико-
го мудреца Атри.
Андхака-один из великих мифических змеев; фигурирует в мифе о Прахла-
де.
Антака-Гибель, Смерть, Конец (всему), имя Ямы. Арка-Солнца. апса-
ры-небесные девы-танцовщицы.
Атман-высший психофизический источник бытия, теистической персонифи-
кацией которого выступает высший бог,- здесь: Вишну.
Атхарваведа-см. Веды. Асикни-супруга Дакши.
асуры-великие демоны, обитатели подземных миров, противники богов.
Атри-великий риши, один из семи сыновей Брахмы. Ачьюта-Неколебимый,
одно из основных имен Вишну. ашвины-двое божеств, колесничие бога Солн-
ца.
аяна-период времени, равный шести месяцам; различают северную вяну,
когда солнце движется к северу эклиптики и южную вяну, когда солнце дви-
жется к югу эклиптики; соответственно северная аяна носит название <день
богов>, а южная аяна- <ночь богов>.
ашрамы-четыре стадии жизненного пути, предписываемо--го для праведно-
го брахмана: 1) ученичество; 2) исполнение обязанностей домохозяина; 3)
уход в леса для размышлений и самосовершенствования; 4) стадия аскетизма
и полного посвящения себя служению богу.
Бали-царь асуров, известный также как Махабали (Великий Бали); внук
Прахлады, правитель столицы Махабалипу-рам. Бали путем аскезы обрел аб-
солютную власть над тремя мирами. Этой власти его лишил Вишну в образе
карлика-вама-ны: он попросил у Бали дар, покрыл тремя шагами (и тем са-
мым получил во владение) три группы миров: земные, надземные и подзем-
ные.
218
бархишады-питары-домохозяева, потомки Агни, которые тщательно поддер-
живают огонь в домашнем очаге и приносят жертвы огню.
Благость-см. Качества.
Брахма-один из трех великих богов индуизма (Брахма, Вишну, Шива);
здесь: бог-творец внешнего мира, персонифицирует творческую функцию выс-
шего бога.
Брахман-название высшего первоисточника бытия, особенно характерное
для Упанишад; здесь: синоним Атмана.
брахманда-яйцо Брахмы, см. мировое яйцо. брахманы-см. варны.
брахмы (новые брахмы)-одно из наименований девяти великих риши, сыно-
вей Брахмы, в их число входят: Бхригу, Пу-ластья, Пулаха, Крату, Анги-
рас, Маричи, Дакша, Атри, Ва-сиштха.
бхану-группа божеств, персонифицирующих солнце в его различных состо-
яниях.
Бхригу-один из великих риши, сын Брахмы.
Брихаспати-здесь: одно из имен Брахмы; теистическая персонификация
|
|