|
в основе своей едины. И именно эти мифы сохранили славянские Ве-
ды ( так обычно называют все фольклорное наследие, все многотомное
собрание славянского фольклора: песни, былины, легенды, сказки и
т.д.). Славяне сохранили древнейший слой мифов - мифы о сотворении
мира, о рождении богов, о борьбе богов, о Всемирном Потопе. Прав-
да, время наложило на славянские мифы свой отпечаток, они дошли до
нового времени в измененном виде.
В мифах древних славян, так же как в мифах иных индоевропейс-
ких народов, есть воспоминания об атлантах, погибших во время Все-
мирного Потопа. Есть и описания мифологического мира: Белого све-
та, населенного людьми и животными, рая - Ирия, где живут боги и
праведники, и Пекла - темного царства, где властвуют силы тьмы и
томятся грешные души.
Древним славянам были известны атланты-титаны - древние ве-
ликаны, жившие на Земле до Потопа. Память о них сохранилась в
фольклоре: славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня,
Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подоб-
но тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам. "Допо-
топные" мифы ( события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Все-
мирным Потопом ) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-
-титанов.
Место, где разворачивается действие в славянских мифах, - это
северное и южное Причерноморье, обширнейший ареал от берегов Кас-
пийского моря и волжских степей до Приднепровья и Малой Азии. Эти
территории в древности были освоены ариями - предками славян и
других индоевропейских народов. Мифологическое время заключено в
промежутке от III тыс. до н.э. до I тыс н.э.
Для древних славян, как и для других древних народов, место
Ирия ( рая ) и Пекла ( ада ) было точно определенным. Рай помещал-
ся не только в небесах, а ад не только под землей. Древний человек
различал "духовный рай", или "небесный рай" и Ирий, посаженный Бо-
гом на земле. Также он отличал ад подземный от местности на повер-
хности земли перед входом в пещеру, ведущую в Пекло.
И к Ирию, и к пекельному царству можно было приблизиться обы-
чным способом - путешествуя по некому пути. Проникнуть же в рай,
или в ад смертные не могли, это было доступно лишь богам и геро-
ям. Сохранились и рассказы о таких путешествиях, и мы воспользуем-
ся ими, чтобы определить местоположение "земных" рая и ада.
Вначале отправимся в Ирий. Рай славянских мифов во многом по-
добен библейскому раю и раям, описание которых дают иные мифоло-
гические традиции. Положение библейского рая в книге Бытие опреде-
ляется областью у истоков Тигра, Евфрата и Аракса, - то есть на
Кавказе вблизи озера Ван. Древнеиндийский рай находится у горы
Меру в Тибете, либо за Гималаями, но Ригведы сохранили память и
о другой горе - Рипа: древнеарийской Рипейской горе, известной и
другим индоевропейским народам.
Например, древним грекам и римлянам были известны Рипейские
горы, входившие в грандиозную систему Кавказских гор. Согласно
данным античных карт ( Эратосфена, Агриппы и позднее, вплоть до
времен готского историка Иордана V в.н.э.) Кавказ опоясывал боль-
шую часть земного круга: от Индийского моря и до Черного моря,
и далее - до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские го-
ры. Помещали Рипейские горы и в иных недоступных местах, обычно
на краю света: на крайнем севере, или на востоке, а также на запа-
де. Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится -
- за пределами досягаемости, в духовном, а не в материальном ми-
ре.
Впрочем, и в материальном мире есть ( или существовали ) как
бы подобия этого рая. Тайные, священные места, где человек чувст-
о другой горе - Рипа: древнеарийской Рипейской горе, известной и
другим индоевропейским народам.
Например, древним грекам и римлянам были известны Рипейские
горы, входившие в грандиозную систему Кавказских гор. Согласно
данным античных карт ( Эратосфена, Агриппы и позднее, вплоть до
времен готского историка Иордана V в.н.э.) Кавказ опоясывал боль-
шую часть земного круга: от Индийского моря и до Черного моря,
и далее - до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские го-
ры. Помещали Рипейские горы и в иных недоступных местах, обычно
на краю света: на крайнем севере, или на востоке, а также на запа-
де. Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится -
- за пределами досягаемости, в духовном, а не в материальном ми-
ре.
Впрочем, и в материальном мире есть ( или существовали ) как
бы подобия этого рая. Тайные, священные места, где человек чувст-
вует блаженство, где душа его как бы прикасается к чему-то неопре-
деляемому словами, неземному.
Согласно греческим и скифским мифам страна блаженных распола-
галась в Рипейских горах, - там, где правит Аполлон, где живет Ат-
лант, охраняющий райский сад Гесперид. То есть в стране Атланта
- в Гисперии-Атлантиде.
|
|