|
ткань приводит в аналогичный дисбаланс все последующие (см. трансформацию семи
тканей).
После того, как доша вышли из равновесия (увеличились или уменьшились), они
вводят в состояние дисбаланса все семь тканей. Соединенные, они вызывают
дисбаланс нечистот, которые, в свою очередь, забивают каналы, по которым
движутся нечистоты, которых два внизу, семь в голове и множество для пота. В
этих забитых каналах и возникает болезнь.
Оджас – это эссенция семи дхату, заканчивающихся семенем. Он находится в сердце,
пронизывая все тело, он контролирует все его функции. Он маслянистый, состоит
в основном из Воды, чистый, желтоватый по цвету. При его потере организмом тело
разрушается, а его наличие дает жизнь. От него проистекают всевозможные
психические и физические состояния и функции организма.
Оджас уменьшается во время страха, голода, волнения, гнева, перенапряжения и т.
д. От этого человек становится раздражительным, ослабленным, постоянно
беспокоится (по поводу и без повода), ощущает дискомфорт в органах чувств,
ухудшается внешний вид и настроение, появляется сухость в теле. Лечение – прием
трав группы Дживанийа гана (см. главу 15), молока, мясного бульона и др.
Увеличение Оджаса ведет к удовлетворенности, хорошей трофике и увеличению сил.
Увеличение и уменьшение (доша) регулируются принятием пищи, которую больной не
любит или очень любит (соответственно), если он ест неподобающую пищу.
Доша, начавшие увеличиваться или уменьшаться, порождают тягу к пище, которая
соответственно противоположна или сходна им по качествам. Неразумный человек не
обратит на это внимание.
Увеличившиеся доша ведут к проявлению в организме свойственных им качеств, и
чем сильнее увеличение, тем сильнее они проявляются. При уменьшении доша этого
не происходит, а если они находятся в равновесии, то выполняют свои обычные
функции.
Доша, находящиеся в состоянии равновесия, ведут к здоровому развитию организма,
а к его разрушению – находящиеся в дисбалансе. Надо предохранять тело от их
дисбаланса с помощью правильно подобранных методов (процедур, трав, диеты и т.д.
).
Так заканчивается глава Дощади виджнанийа (наука о доша), одиннадцатая в
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри
Вайдйапати Симхагупты.
Глава 12. Классификация доша
(ДОЩАБХЕДИЙА АДХЙАЙА)
Сейчас мы поведаем главу Дощабхедийа (классификация доша), как поведал Атрейа и
другие великие мудрецы.
Прямая кишка, талия, бедра, уши, кости и органы тактильной чувствительности
(кожа) - места локализации Вата доша, но наиболее важное из них - кишечник
(Паквашайа).
Пупочная зона, желудок и двенадцатиперстная кишка, потовые железы, лимфа, кровь,
хилус, глаза и органы тактильной чувствительности - места локализации Питта
доша, но основное среди них - пупочная зона (Набхи).
Грудь, гортань, голова, поджелудочная железа, суставы, желудок, хилус, жир, нос
и язык являются местами локализации Капха доша, но основное среди них - грудная
клетка (Урас).
Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Вайу и другие.
Прана Вайу находится в голове и оттуда, через носоглотку, пищевод и трахею,
спускается в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта,
органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох,
глотание, чихание, рвоту и плевание.
Грудная зона является обителью Удана Вайу, который, поступая в нос из
окружающего пространства, проходит в пупочную зону и горло. К его функциям
относятся речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.
Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень большой
скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и разгибание,
поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной активности.
|
|