Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Веды :: АШТАНГА ХРИДАЯ САМХИТА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
Она лечит вздутие желудка, болезни селезенки, гипертрофию желудка, колики и 
нарушение перистальтики, а также является лучшим средством для улучшения 
аппетита и разжигания огня пищеварения.

Смесь айвы венгерской, Gmelina arborea, Clerodendron phlomoidis, Stereospermum 
suaveolens и ороксилюма индийского известна как Махат панчамула [Дословно - 
"главные пять корней"] . Она вяжущая и горькая на вкус, горячая по Вирйа, 
уравновешивает Вату и Капху.

Брихатидвайа (паслен индийский и Solanum xanthocarpum), амшуматидвайа 
(Desmodium gangeticum и Uraria picta) и якорцы стелющиеся вместе известны как 
Храсва панчамула. Она сладкая на вкус и после переваривания, не горячая, не 
холодная по Вирйа, уравновешивает все три доша.

Сида сердцелистная, бурхавия диффузная, клещевина обыкновенная, маш и фасоль 
вместе известны как Мадхйама панчамула [Дословно - "высшие пять корней"] . Она 
уравновешивает Капху и Вату, не очень сильно увеличивает Питту и послабляет.

Спаржа, Roscoea procera, Laptadenia reticulata, Pentaptera tomentosa и 
Microstillus wallachi вместе – Дживана панчамула. Она полезна для глаз, 
афродизиак и уравновешивает Питту и Вату.
Трина панчамула состоит из Eragrotis cynosuroides, Saccharum spontaneum, 
сахарного тростника, Saccharum munja и риса и уравновешивает Питту.

Итак, здесь вкратце описаны субстанции, регулярно используемые в пищу, 
разделенные на следующие группы – зерновые, бобовые, обработанная пища, мясо, 
травы, плоды и лекарства.

Так заканчивается глава Аннасварупа виджнанийа (наука о природе пищи), шестая в 
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри 
Вайдйапати Симхагупты.

Глава 7. Защита пищи 

(АННАРАКЩАДХЙАЙА)

Сейчас мы поведаем главу Аннаракщадхйайа (защита пищи), как поведал Атрейа и 
другие великие мудрецы.
Царь должен построить рядом с дворцом апартаменты врача, чтобы он (врач) все 
время был под рукой.

Еда и питье царя должны быть защищены от попадания яда, ведь его здоровье и 
благосостояние зависят именно от них (еды и питья), а праведность – от них 
(здоровья и благосостояния).

Рис, смешанный с ядом, во время варки становится мутным и не всплывает, дольше 
варится, сваренный – очень быстро становится влажным, изменяет цвет пламени – 
оно становится похожим на шею павлина (синим), ведет к заблуждению, обморокам и 
гиперсаливации, быстро меняет органолептические характеристики, становится 
склизким и водянистым.

Соусы и приправы быстро высыхают и становятся грязными, причем метаморфозы 
становятся заметными при их нехватке (в соуснике), увеличении или 
ненормальности их состояния, либо не становятся видимыми вообще. Могут 
проявляться сомнительного вида пена или линии на их поверхности или возникать 
корочки, прожилки, пузырьки. Сладкие сиропы, пудинги, овощи и мясо портятся 
(происходит разделение жидкой и мясистой составляющих) и приобретают дурной 
привкус.

Синие линии возникают в мясном отваре, линии цвета меди и черного цвета – в 
курде, желтовато-белые – в сливочном масле, прожилки воды – в топленом масле, 
плотные – в муке, темно-синие – в тущодака [Ячменный алкогольный напиток], 
черные – в вине и в воде, зеленые – в меду, кремовые – в маслах. 

Неспелые, вызревшие быстрее срока при помощи удобрений и спелые фрукты 
становятся переспевшими и раскисают, зеленые и сушеные становятся 
соответственно тусклыми или обесцвеченными; мягкие и твердые субстанции меняют 
свои качества на противоположные. Цветы на гирлянде разрываются по краю, вянут 
и приобретают несвойственный им запах. На одежде появляются грязные пятна, 
вылезают нитки и оборка. Изделия из металла, жемчуга, дерева, камня и т.д. 
становится грязными, теряют гладкость и блеск, а глиняные изделия наоборот, 
становятся блестящими.

Человек, подсыпавший яд, имеет потемневшее или побледневшее лицо, сохнет, 
пугается, оглядывается, потеет, дрожит, теряет силы, боится, много спит и 
зевает.

Огонь, в который внесена отравленная пища, расходится на два языка, сильно 
трещит, пламя и дым становятся похожи по цвету на шею павлина, тухнет или 
проявляется очень сильный запах.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-