|
голод, пищеварительную активность и вкусовую чувствительность препаратами;
масляный массаж, легкий массаж, декоктовую и масляную клизму.
30 Применяя эти средства, можно достичь благополучия (здоровья), усиления всех
павака ("огненных" проявлений тела), нормализация тургора, чистоты кожи и
половой энергии, укрепления органов чувств, совершенствования интеллекта и
долголетия.
31 Болезни, возникающие из-за Бхута (духов, демонов, микроорганизмов, паразитов
и т.д.),
Вища (яда),
воздуха (циклоны, ураганы),
Агни (огня, электричества, радиации),
Кщата (раны, ушибы),
Бханга (переломы) и т.д.,
а также вызванные Рага (желаниями, вожделением),
Двеша (привычками),
Бхайа (страхом) и т.д.,
известны как Аганту заболевания – возникающие из-за внешних причин.
32-34 Недопущение неправильных действий (телом, умом и речью в стремлении
нарушить Законы жизни),
контроль чувств, памятование о правилах праведной жизни (и следование им),
хорошее знание местности проживания и правильные привычки, знание времени
(сезона, возраста) и себя самого,
мораль и нравственность, знание ритуалов, описанных в Атхарваведе,
планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
не вступление в контакт с Бхутами (демонами) –
все это методы профилактики болезней – как Ниджа (органических), так и Аганту
(внешних), а также способы их облегчения.
35 Накопление доша, возникшее в холодное время года, уменьшают весной, летом –
в сезон дождей, в сезон дождей – осенью. Следуя этим предписаниям, человек
предохранит себя от болезней, возникающих из-за климатических колебаний.
36 Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто
одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к
объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание
всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с
праведными людьми будет свободен ото всех болезней.
Так заканчивается глава Роганутпаданийа (профилактика болезней), четвертая в
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри
Вайдйапати Симхагупты.
Глава 5. Наука о жидкостях
(ДРАВАДРАВЙА ВИДЖНАНИЙА)
Сейчас мы поведаем главу Дравадравйа (наука о жидкостях), как поведал Атрейа и
другие великие мудрецы.
1-2 Зарождение жизни, насыщение, комфорт, здоровье, здоровье тела и ума,
освежающее действие, стимуляция интеллекта, тонкость вкуса и легкая
сладковатость, холодность, быстрая усвояемость, нектарность – качества
Гангамбху (дождевой воды), падающей с неба и вступающей в контакт с солнечными
лучами, ветром и лунным светом. Ее положительные и отрицательные качества
зависят от времени года и региона.
3 Только та дождевая вода, которая не меняет цвета риса, сваренного в чистой
серебряной кастрюле, считается пригодной для питья.
4-5 Все остальные типы воды (дождевой) называются Самудра и не рекомендуются
для питья, в том числе и осенью.
Дождевая вода, хранящаяся в чистом сосуде и не изменившая свои
органолептические свойства, всегда должна использоваться для питья.
Если же такая вода отсутствует, то можно собрать воду с земли, но только из
чистого, обширного, с черной или белой глиной по берегу, не затененного и
продуваемого ветром водоема.
6-7 Вода грязная, замутненная талым снегом, водорослями, листьями и травой, не
доступная солнечным лучам и ветру,
состоящая из смеси старой (стоячей) и свежей (проточной),
мутная,
тяжелая (долгоусваеваемая),
пенистая,
содержащая яйца гельминтов,
горячая (по природе),
холодная до оцепенения зубов,
|
|