|
(АЙУШКАМИЙА АДХЙАЙА)
Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам (Апурва вайдйа),
которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные желаниями и
привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и вызывающие
тревогу, заблуждение и беспокойство.
1 Сейчас мы поведаем главу Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал
Атрейа и другие великие мудрецы.
2 Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для исполнения
праведности (Дхармы), жертвоприношений и отдания долгов (Артхи) и
удовлетворения чувств (Шукха), должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы.
3 Брахма (творец этого мира), помнящий Аюрведу с начала времен, поведал
это знание Праджапати, он (Праджапати) передал близнецам Ашвини-Кумарам,
которые посвятили в это знание Сахасракшу (Индру), а он передал его сыну Атри
(Кришне Атрее, Атрее Пунарвасу) и другим мудрецам, а они - Агнивеше и остальным
великим личностям, которые разделили это знание на части и углубили, каждый
свою.
4 Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была взята
только квинтэссенция, и эти тезисы - Аштанга Хридайам - написаны в наиболее
доступной форме.
5 Общая медицина, педиатрия, демонология, психиатрия и психотерапия,
лечение органов, расположенных выше ключиц, хирургия, токсикология, гериатрия и
омоложение организма и сексология - восемь столпов Аюрведы, описывающие лечение
всех болезней.
6 Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) - три доша, они разрушают
или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса.
7 Не смотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего их можно
найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся между
верхушкой сердца и пупком.
8 Они преобладают соответственно в конце, середине и начале жизни живого
существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.
С их помощью происходит образование переменной, сильной и слабой
пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пищеварительная
активность формируется тогда, когда они находятся в равновесии.
9 Природа пищеварительного тракта троична, в зависимости от преобладающей
доши - твердая, мягкая и промежуточная; промежуточная только в случае баланса
Тридоша.
10 Посредством доша, находящихся в семени и яйцеклетке, во время зачатия
новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций (Пракрити), точно
так же, как навозные черви образуются из навоза; хилая, средняя и сильная
соответственно.
Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех доша, называется
Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух доша - Ниндйа
пракрити.
11 Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвижность -
качества Вата доша.
Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая
жирность, проникаемость - качества Питта доша.
Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и
статичность - качества Капха доша.
В состоянии одновременного увеличения или уменьшения комбинация двух
доша называется Самсарга, а всех трех - Саннипата.
12 Хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя - семь тканей, также
известных под названием Душйа (то, что выходит из равновесия).
Нечистоты суть моча, кал, пот и др. Увеличение этих трех составляющих тела
(доша, тканей и нечистот) происходит по причине принятия сходных (субстанций и
т.д.), а уменьшение - по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.
).
13 Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий - шесть вкусов,
присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает организму больше
силы и энергии.
Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша,
три, начинающиеся с горького снижают и балансируют Капху,
а вяжущий, горький и сладкий балансируют Питту;
остальные же - увеличивают каждую из них.
|
|