|
древние боги были и остаются вполне реальными участниками нашей повседневной
жизни, в свете последних открытий, стало несомненным фактом. Но, в отличие от
духов, которые периодически буднично встречаются людям, манифестация богов
носит торжественный, величественный характер, и являются они, как правило, со
всей своей свитой в местах наибольшего скопления людей. Вспомните уже ставшие
классическими случаи видения "Девы Марии" в Каире, Фатиме, Сараево, (хотя в
последних случаях явления носили явно сатанинский характер), или описание в
древнегреческих легендах появления Деметры и др. богинь со своим свитами. В
реальной практике таких случаев, не ставших достоянием гласности, значительно
больше. Можно, конечно, сомневаться в подлинности этих событий или пытаться
объяснить их массовым гипнозом, хотя полученные фотографии, обошедшие весь мир,
снижают долю скептицизма.
СТРИБОГ (Стриба). В "Слове о полку Игореве" ветры названы стрибожьими
внуками, что дало основание исследователям говорить о нём как о боге воздушной
стихии. Стрибог был дедом, прародитель всех видов ветров, а их названий в
русском языке существует множество. В древности воздушные явления, такие как
Ураган, Вьюга, Метель, Посвист, Ветер - воспринимались нашими предками, как
живые существа. Возглавлял же всё это ветровое разнообразие бог воздушной
стихии - Стрибог. Артур Кларк, наслушавшись невероятных рассказов очевидцев о
разумном поведении ветра, когда он преследуют человека, чем-то провинившегося
перед ним, написал интересный фантастически рассказ, не подозревая, наверное,
что затронул одну из глубочайших тайн Природы - её разумность. Человек разумен,
но он лишь часть Природы. А часть не может быть развита больше целого, т.е.
Природа тоже разумна и, мало того, она гораздо разумней человека. Ряд
исследователей справедливо полагают, что имя бога "Стрибог" связано с
санскритскими корнем "стри" - простирать, расширять, и словом "простара" -
простор, пространство.
КУПАЛА. С лёгкой руки Андрея Кайсарова, славяниста XIX века, Купало стал
считаться богом плодов. Его статуя стояла в Киеве. Как пишет Григорий Глинка,
Купала считался весёлым и прекрасным богом, был одет в лёгкую одежду и держал в
руках полевые плоды, на голове у него был венок из цветов купальниц. И он,
вслед за своим современником А.А.Кайсаровым, тоже считет Купалу богом плодов,
цветов и урожая. Такой подход характерен для всех ранних исследователей древней
культуры предков, для которых обилие богов объяснялось тем, что у наших
пращуров любое действо, как природное, так и человеческое, имело своего бога.
Кроме описания внешнего вида Купалы, взятого из народного фольклора, остальные
их выводы не соответствуют действительности. Другие исследователи считают, что
Купала связан с древнеримским "Купидон" - божок любви, чьё имя означает
"стремление" и "сильная страсть" и возводят его имя к индоевропейскому корню
"куп", от которого они считают происходит русское "кипеть". Но всё совсем не
так. Купала - бог вод-
ной стихии, поскольку его праздник, праздновавшийся в народе 24 июня,
приходится на водный месяц. От его имени происходят слова "купаться" и "купель".
Ему подчинялись не только Вилы (русалки), всевозможные водяные и местные
водные духи, но и реки, моря, океаны со всеми их богатствами, а кроме этого ещё
дожди, ливни и все виды осадков с их благостными последствиями. Последнее
обстоятельство определяло его важнейшую роль при вызывании дождя и в получении
урожая, что ввело в
заблуждение исследователей Кайсарова и Глинку, поскольку плоды в руках Купалы -
это лишь следствие вовремя прошедших дождей.
Распределение имён богов четырёх стихий (огня, земли, воздуха и воды)
представлено в таблица 2.
---------T--------¬
¦ Стихия ¦ Бог ¦
+--------+--------+
¦ Огонь ¦ Ярило ¦
¦ Земля ¦ Макошь ¦
¦ Воздух ¦ Стрибог¦
¦ Вода ¦ Купало ¦
L--------+---------
Таблица 2. Соответствие стихий богам
Кастово-возрастные боги
Число "четыре", таким образом, лежит в основе построения всего мира, и
древние широко применяли его в устройстве своей жизни. Например, ведическое
мировоззрение выделяет среди людей четыре варны (касты): брамины - жрецы, шудры
- крестьяне, кшатрии - воины или ремесленники, вейши - купцы или старейшины. В
Древней Руси от названий стихий происходят названия четырёх сословий: от огня
происходят "огнищане", от земли - "земледельцы" (землепашцы), от воздуха -
"воины", от воды - "ведуны".
Согласно Ведам человек последовательно должен пройти все четыре
кастово-возрастных периода. Первый период до 24 лет11 человек был обучающимся
монахом, который постигал все житейские премудрости: основы земледельческого
искусства, необходимые для жизни ремёсла, приобретал знания об обрядах и
праздниках, о ведении хозяйства, о семье и воспитании детей, учился играть на
музыкальных инструментах, танцевать классические и произвольные танцы, узнавал
секреты целебных трав, законы природы, волхования и военного искусства.
Эта традиция до сих пор сохраняется на Востоке, где премудростям жизни и
секретам боевых искусств обучают, в основном, в монастырях. До никоновской
реформы русской христианской церкви российские монахи тоже владели древними
|
|