|
Истинный свет являет себя во тьме, нимало не страдая от этого в своем качестве.
Такая мысль обнаруживается в тексте любой серьезной традиции. Чего это
отголосок?… Практика монахов-молчальников, помимо более глубоких аспектов,
представляет собой также и попытку "смоделировать" эту светоносную "тьму",
противодействовать постоянно длящейся "освещенности", диктуемой современной
цивилизацией.
СВЕРШЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Культура Тайны обеспечивала стабильность государства гипербореев.
Лю-бые отношения между личностями были тайной для общества, и тайна эта была
священна. В таких условиях, в принципе не могли сложиться, какие бы то ни было
кланы. Ни сословные, ни семейные. Известный бич государства -
внутри-политические проблемы, или, говоря проще, межклановые разборки -
Гиперборее был неведом.
Поэтому неведома была Полярному царству и оборотная сторона той же
самой медали - тоталитаризм. В условия, когда не существовало ни политических
партий, ни даже просто интригующих группировок, у государства вообще не имелось
предлогов для организации любого рода "спецслужб".
Полярное царство и не стремилось к этому. В нем не существовало
проблемы "личность и государство", "личность и общество". Межличностные же
проблемы - "учитель и ученик", "слуга и господин", мужчина и женщина" -
разрешались, если они возникали, освобождением имени.
Пожалуй, культура Тайны из всех возможных общественных и
государственных проблем не устраняла условия только для одного их вида. А
именно - для проблем уголовных. Более того, "прятать концы в воду",
преступникам, в обстановке тотальной неинформированности было намного легче.
Тем более, что в государстве Оси не существовало ни тюрем, ни специальных судов.
Воин Закона - это была не должность, а именной титул, чтимый весьма высоко, -
был обязан определить преступника силой своего разума и искусства. И все, что
он мог предпринять далее, - это принудить обличаемого к поединку. Этот поединок
проходил при особенных, строго определенных условиях. И считалось, что победить
в этом единоборстве насмерть не может тот, кто не прав. Ни преступник, если
обличение справедливо, ни Воин, если бы он вздумал возвести обвинение в
каких-то своекорыстных целях.
Быть может, какое-то время сохранявшиеся обычаи выявления виновных
магическими (или псевдомагическими) методами, а также обычай "поля" ("суд
Божий" виновность или ее отсутствие окончательно определяет исход поединка)
были отдаленными отголосками тех времен.
ХРАНИТЕЛИ КРУГА ВНУТРЕННЕГО
Однако, несмотря на все это, убийства и грабежи были в Гиперборее
событием весьма редким. Причина этого в следующем. Как было сказано выше,
средний гиперборей стремился обрести Тиу примерно с таким усердием, с каким
современный человек стремится обрести богатство, славу или же власть. Слово
обретших Тиу - "свершивших построение Лестницы" - было в Гиперборее зна-чимым.
А эти обретшие говорили: кто причиняет обиду более слабому, кто нарушает
правила поединка, кто распоряжается не принадлежащим ему - тот никогда не
завершит Лестницу.
Для современного человека невероятно, чтобы серьезным фактором,
влияющим на обстановку в обществе, были "просто слова". Но это лишь потому, что
мы практически не знакомы с тем, какую большую силу имеет слово, ес-ли
говорящий убежден в истинности его полностью и всецело. Давайте спросим себя,
часто ли нам случается ясно и до конца осознать истинность того, что мы говорим,
- и почему именно это есть истина?
Гораздо чаще мы автоматически повторяем "истины" с чужих слов. Еще чаще
- просто говорим что-либо, что "вроде бы правильно", только ради того, чтобы
вызвать этим интересующее нас поведение партнера в той или иной конкретной
жизненной ситуации. Мы разучились задумываться, что есть истина. И мы настолько
отвыкли вглядываться в ее лицо, что мало чем отличаемся от Пилата, задавшего
риторический вопрос "что есть истина", когда перед ним стояла Сама Истина во
плоти!
Однако описываемое нами было за десятки тысячелетий до Христа и Пилата.
Культура Тайны способствовала внутренней концентрации, нераспылению внимания
вовне, и отношение людей той культуры к истине, к поиску путей к ней было
совсем иное. Хранители Круга Внутреннего - так именовали обретших Тиу - очень
хорошо знали, что они говорили. Они не произносили ни одного слова из пусть
абсолютно благих, но чисто морализаторских убеждений. Они всегда могли доказать
- по крайней мере тому, у кого достаточно умственных способностей для
восприятия доказательства, -то, что они говорят, есть так и всецело так.
Их доказательства не все могли воспринять, но большинство их
современников способны были ощутить как бы дыхание истины, сопутствующее
Хранителям. Отсюда было два круга учеников - Круг Внутренний и круг внешний. (И
с этих времен до сих пор всякое мистическое учение подразделяется на эзоте-ризм
и экзотеризм.)
|
|