|
свои места – и с приходом людей этого рода в Индию и Иран, и распространение
людей того же рода по всей Европе, а отсюда – и появление индоевропейской
группы языков, поскольку это на самом деле их, арийский язык, или его диалекты,
и появление «иранских языков» индоевропейской группы, поскольку это и есть
арийские языки. Тем более что, как мы увидим ниже, «иранские языки» появились
уже после прихода ариев в Иран, а если точнее – то не «после», а стали
результатом прихода туда ариев, во 2-м тысячелетии до нашей эры.
А как сейчас смотрят на «индоевропейцев» современные науки?
«Индоевропейцы» у них – это вроде слонопотама. «Индоевропейцы», в современной
лингвистике и немного в археологии – это древние (как правило) люди, которые
потом(!), через тысячелетия(!), пришли в Индию, и как-то сделали так, что
санскрит, литературный индийский язык, оказался в одной лингвистической связке
с основными европейскими языками, кроме баскского и угро-финских языков. И еще
кроме тюркских и семитских, которые к индоевропейским языкам не относятся. Как
они, европейцы, это сделали, как и откуда они оказались в Индии и Иране –
лингвисты и археологи не поясняют. Более того, зачисляют в «индоевропейцы» и
тех, кто в Индию не приходили и к санскриту вроде бы отношения не имели, но,
видимо, язык распространяли. Кельтов, например. Но при этом спорят, кто был
индоевропейцем, а кто – не был. Критерии применяют самые различные, вплоть до
формы посуды и характера узоров на ней.
Еще осложнение – поскольку многие иранские языки тоже относятся к
индоевропейским, и тоже многим непонятно почему, то часто вместо
«индоевропейские» говорят «индоиранские». Что еще хуже, «индоевропейцев»
называют часто «индоиранцами». И появляются чудовищные конструкции, что,
например, «на Днепре в древности жили индоиранцы». Это должно означать, что те,
которые жили на Днепре, произвели через тысячелетия потомков, которые пришли в
Индию и Иран, и как-то сделали так, что языки Индии и Ирана стали в
определенной степени близки многим европейским языкам – английскому,
французскому, испанскому, русскому, греческому, и многим другим. Поэтому те
древние, которые жили на Днепре за тысячелетия до того, «индоиранцы». С ума
можно сойти! Более того, они говорили «на иранских языках»! Это при том, что
«индоевропейские» древнейшие иранские языки появились во 2-м тысячелетии до
нашей эры, а те, на Днепре, жили 4000-5000 лет назад. И говорили на языке,
который появится только через сотни, а то и тысячи лет.
На арийском они говорили, дорогой читатель. Но это среди лингвистов
упоминать просто страшно. Они и не упоминают. У них так не принято. Видимо,
команды, приказа не поступало. А самим боязно.
А кто такие «протоиндоевропейцы»? А это вроде протослонопотама. Это, стало
быть, те, кто были предками тех, кто были предками вот тех, кто через
тысячелетия пришли в Индию и Иран, и сделали так... ну, и так далее.
Вот как представляют это лингвисты. Был некий «ностратический язык», очень
давно. Его помещают от 23 тысяч до 8 тысяч лет назад, кто в Индию, кто в
Центральную Европу, кто на Балканы. Не так давно в англоязычной литературе было
подсчитано, что в научных источниках предлагали 14 разных «прародин»
«индоевропейцев» и «протоиндоевропейцев». В.А.Сафронов в фундаментальной книге
«Индоевропейские прародины» насчитал их 25 – семь в Азии и 18 в Европе. Этот
«ностратический» язык (или языки), на котором говорили «протоиндоевропейцы»,
примерно 8-10 тысяч лет назад распался на «индоевропейские» языки, и другие,
неиндоевропейские (семитские, угро-финские, тюркские). И «индоевропейцы», стало
быть, повели свои языки. В Индию, правда, они попали через много тысячелетий,
но они все равно «индоевропейцы».
С этим тоже разобрались. Лингвисты, правда, еще не разобрались. Они
отмечают – «хотя происхождение индоевропейских языков изучается наиболее
интенсивно по сравнению с другими, это продолжает оставаться наиболее трудной и
устойчивой проблемой исторической лингвистики... Несмотря на более чем
200-летнюю историю вопроса, специалисты так и не смогли определить время и
место индо-европейского происхождения».
Здесь опять встает вопрос о прародине. А именно, трех прародин – прародине
«протоиндоевропейцев», прародине «индоевропейцев», и прародине славян. С
прародиной «прото» плохо, потому что плохо с прародиной «индоевропейцев». В
настоящее время в качестве кандидатов на прародину «индоевропейцев» или
«протоиндоевропейцев» более или менее серьезно рассматриваются три. Один
вариант – Передняя Азия, или, более конкретно, турецкая Анатолия, или, еще
более конкретно, район между озерами Ван и Урмия, чуть южнее границ бывшего
СССР, в западном Иране, он же западный Азербайджан. Второй вариант – южные
степи современных Украины-России, в местах так называемой «курганной культуры».
Третий вариант – восточная или Центральная Европа, или, более конкретно, долина
Дуная, или Балканы, или северные Альпы.
Время распространения «индоевропейского» или «протоиндоевропейского» языка
тоже остается неопределенным, и варьируется от 4500-6000 лет назад, если
принять в качестве его носителей представителей курганной культуры, до
8000-10000 лет назад, если его носители – тогдашние жители Анатолии. Или еще
раньше. Сторонники «анатолийской теории» полагают, что главным аргументом в ее
пользу является то, что распространение сельского хозяйства по Европе, Северной
Африке и Азии началось из Анатолии между 8000 и 9500 лет назад, и дошло до
Британских островов примерно 5500 лет назад. Сторонники «балканской теории»
пользуются теми же аргументами о распространении сельского хозяйства, правда,
от Балкан в сторону Анатолии.
Вопрос этот до сегодняшнего дня не решен. Есть масса аргументов за и
против каждого из трех вариантов.
|
|