|
пересекающимися узорами на горлышках тюльпановидных и бочкообразных горшков и
тонкостенной посуды.
Все названные виды изделий продолжают существовать в Бронзовом и
Раннем железном веках, изменяется лишь их отделка. Великолепно отшлифованные и
глазированные изделия, которые быи так разнообразны на протяжении Бронзового
века уступают место более грубой посуде скифского периода, украшенной
процарапанным или тисненым орнаментом. Праславяне, как и большинство народов
индоевропейской группы не очень увлекались искусством керамики.
Погребальная обрядность
Погребальная обрядность также свидетельствует о продолжающемся
культурном взаимодействии. Она отражает сложившуюся систему религиозных
верований, в которой не заметно влияние окружающих культур. На протяжении
Бронзового века практиковались захоронения трупоположением в невысокие курганы,
ограниченные каменными ограждениями. Во время захоронений сложенное или
вытянутое тело укладывали в каменную или деревянную конструкцию, располагали
внутри деревянного сруба или в могиле, покрытой деревянной крышей.
В это время места погребений находились неподалеку от поселений. Обычно
курганы располагались вдоль речных берегов. В Позднем Бронзовом веке появляются
захоронения трупосожжением (кремацией) и безкурганные погребения. Переход от
одного ритуала к другому не был резким, и в местах массовых захоронений
обнаруживаются разные виды захоронений, расположенные рядом друг с другом.
Насыпные курганы с ингумационными захоронениями (трупоположением) продолжали
существовать в восточной части протославянского региона.
Глава 3
Названия славянских племен в исторической литературе первых веков нашей
эры.
До первых веков нашей эры в исторической литературе названия славянских
племен не упоминаются. Названия, отождествляемые со славянами, появляются после
того, как заселенные ими территории были захвачены сарматами и германскими
племенами. Ни в одном описании нет точного указания на местоположение
территории, заселенной славянскими племенами.
Славяне
Первым название «словены» употребил Птолемей (100-178 годы нашей эры),
причем написал его как «soubenoi». Поясняя переогласовку, К.Мощинский пишет,
что труднопроизносимый для грека твердый звук Л стал звучать как краткое u, в
то время как сочетание ou заменяло звук У и b произносилось как v.
Птолемей практически ничего не пишет о славянах, но само их упоминание
примечательно. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до
неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами
(сарматами), аланами, словенами и аварами. Он довольно точен, поскольку Скифией
в античные времена называли всю территорию, расположенную к северу от Черного
моря.
После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из
исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий
Кесарийский (умер в 56), упоминает о «скловенах» в труде «Война с готами»
(536-37). Прокопий пишет, что их племена захватили район Нижнего Дуная. Таким
образом получается, что «скловены» были самыми ранними южными славянами,
зафиксированными историками.
Современник Прокопия, римский историк Иордан, также пишет о скловенах в
своем труде «О происхождении и деяниях гетов» (551 год до нашей эры), указав,
что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и распространяет
ее границы на восток до Днепра. Историки установили, что Иордан позаимствовал
эти сведения из сочинений Кассиодора, автора конца V - начала VI века н.э. В
общих чертах указанная им территория соответствует Подольско-Днепровскому
региону Черняховской культуры. Из сочинений двух названных историков мы знаем
о миграции славян, их происхождении и особенностях.
Сообщения историков II-VI веков, в которых упоминаются люди, носившие
имя «скловины» («славяне») служат достаточными свидетельствами для признания
древности названия, ставшего позже обозначением всех славянских племен.
Множество племен, расселившихся на запад, юг и северо-восток, разнесли это
название далеко от своей прародины: словенцы в северо-западной Югославии,
словаки в Словакии, словинцы в Померании, славяне на псковской и новгородской
Руси.
Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня
«слав». Основываясь на «склавинах» и «склавенах» упоминаемых Иорданом и
Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом sclavus, означающим «раб».
Это, возможно, и объясняет, почему ск было заменено на сл в этих источников,
но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене».
Другие ученые указывают, что славянское «слава» означает «известный»,
«знаменитый». Другие видят источник в корне «слов», имеющем значение «речь»,
поскольку славяне использовали для межплеменного общения единый, понятный для
|
|