|
Содержание:
1.Предисловие к книге «ЗОАР»
2.Вступление к книге «ЗОАР»
3.Послесловие к книге «ЗОАР»
4.Книга «ЗОАР»
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ «ЗОАР»
По статье Й. Ашлага (Бааль Сулам) «Предисловие к книге «Зоар»
Оригинальный текст Бааль Сулама выделен жирным шрифтом.
Комментарий М. Лайтмана приводится непосредственно под текстом оригинала
1. Мое желание в этом предисловии выяснить некоторые, вроде простые, вещи,
потому что руки всех касаются их, и много чернил пролито, чтобы их выяснить. И
все же до сих пор мы не достигли в них знания ясного и достаточного.
Речь пойдет о вопросах, касающихся каждого, поэтому автор говорит, что руки
всех касаются их. Вопросы, которые каждый из живущих на земле хоть раз в жизни
задает себе, особенно в периоды страданий. Но, хотя все, в том числе и большие
умы, занимались их выяснениями, все равно каждое поколение застает себя вновь
перед этими вечными вопросами, но удовлетворяющего всех ответа найти не может.
И поэтому те же вопросы встают перед каждым и в каждом поколении. Вопросы
кажутся простыми, касаются каждого, но ответы на них сложны настолько, что,
если бы не каббалисты, поднявшиеся в духовный мир и затем давшие нам ответы, мы
сами не смогли бы ответить на них.
Вопрос 1: Кто мы? Прежде чем выяснять что-либо, мы должны четко определить,
насколько истинно наше познание и его границы, познание себя, нашего мира,
духовных миров и Творца.
Существует 4 вида познания:
1) материя,
2) свойство в материи,
3) абстрактное свойство,
4) суть.
Суть и абстрактная форма нами совершенно не постижимы, как в нашем мире и в
нас, так в духовных мирах и в Творце. И только материю и свойства самой материи
мы можем постичь, как в самих себе и в нашем мире, так и в духовных мирах.
Вначале рассмотрим эти 4 вида познания на примере нашего мира. Представим себе
человека, состоящего из:
1) материи, т.е. тела человека;
2) свойства, облаченного в его тело, например, «добрый»;
3) отвлеченного свойства, т.е. если мы мысленно отделяем свойство «добрый» от
материала человека и изучаем его отдельно и абстрактно, вне связи с конкретным
человеком, т.е. изучаем саму категорию «доброта» в ее положительном и
отрицательном понятии, саму по себе;
4) сути человека.
Суть человека, вне связи с его телом, сама по себе, совершенно не постигаема
нами, потому что наши 5 органов чувств и вся наша фантазия не позволяют
осознать и почувствовать более, чем действия сути, но не ее саму, поскольку все
наши органы чувств воспринимают воздействие чего-то внешнего на них, а мы
ощущаем только реакции наших органов чувств на эти внешние воздействия.
Например, наш орган слуха ощущает свою реакцию на воздушную волну, ударяющую в
барабанную перепонку уха (кстати, все наши ощущения есть ощущения не
приходящего, а ощущения реакции тела на приходящее, в отражении от себя мы
ощущаем по аналогии с отраженным светом). И это ощущение дает нам осознание
звукового источника, того, что есть что-то, заставляющее колебаться воздух.
Так же действует и орган зрения, воспринимающий некую отраженную и
перевернутую картину, и орган обоняния, воспринимающий воздействия некой сути
на свои чувствительные нервные окончания, и орган вкуса. И даже самое сильное,
тактильное ощущение, дает нам только осознание воздействия чего-то на нас,
потому что суть остается та же, а если материал подогреванием превратить из
жидкого в газообразный, его влияние на наши органы изменится, но не изменится
его суть.
Поэтому то, что мы воспринимаем, есть действия чего-то не постигаемого нами на
наши органы чувств, и только воздействия на нас, частные свойства сути, мы
постигаем и по ним судим об их источнике. Отсюда становится ясно, что 5 наших
органов чувств не могут раскрыть нам сути, а только отрывочные, частные ее
действия.
Но поскольку то, что не воспринимаемо нашими органами чувств, не может
возникнуть даже в нашей фантазии, а то, что не может возникнуть в нашей
фантазии, не может появиться в нашей мысли и потому выпадает из поля
возможности изучения, поэтому мысль не может изучать сути объекта.
Но не только суть окружающих нас объектов, но и суть самих себя нами не
познаваема. Поскольку я чувствую и знаю себя, занимающим место в мире твердым,
теплым и пр. физическим телом, из раскрытия действий некоей сути. Но если
спросите меня, что представляет собою моя суть, от которой исходят все эти
действия, я не найду, что вам ответить, потому что Высшее управление скрывает
от меня познание любой сути и я как человек могу постичь только действия и
следствия действий, исходящих от непостигаемой сути.
Познание первого вида – материал, т.е. действие сути, мы полностью постигаем,
потому что этих действий совершенно достаточно нам для объяснения сути,
находящейся в материале, настолько, что мы не страдаем от недостатка познания
|
|