|
достичь желаемого эгоистическим сердцем, как удовлетворить
желания, диктуемые нечистыми силами, и не было никакой иной возможности, как
только думать и намереваться о том, что желало его сердце, т.е. самые низкие
мысли.
Так и сейчас, когда своими усилиями в выполнении Торы, Заповедей, всеми
попытками выйти из эгоистических желаний и расчетов, даже без желательного
намерения (ло ли шма), но с просьбами и требованиями к Творцу о помощи ему во
всем, что он делает, дабы выйти из эгоизма, он надеется на милосердие Творца,
достичь духовных желаний, альтруизма (ли шма), то ВСЯ НАГРАДА, КОТОРУЮ ОН
ТРЕБУЕТ ЗА СВОИ УСИЛИЯ, В ТОМ, ЧТОБЫ ОН УДОСТОИЛСЯ ПОРАДОВАТЬ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ
ТВОРЦА.
А поскольку свет очищает желания (ор махзир ле мутав), эгоистическое
тело-желания отделяется от человека и удостаивается совершенно нового
тела-желаний тела мира Асия. А затем, продолжая работать над собой, человек
достигает ступени получения нара”н от бина, з”а и малхут мира Ацилут.
И как ранее он мог желать и думать только о том, что диктовало ему его
эгоистическое сердце, так и сейчас он не может поступать против того, что
диктует ему новое, чистое, духовное сердце, тот свет, который он получает.
И не может думать против той ступени, на которой находится, т.е. обязан думать
и вынужден поступать только с намерением делать все ради Творца, доставить
радость Творцу, как обязывает его наполняющий его свет. Итог вышесказанного: не
в состоянии человек исправить свои мысли, а только сердце.
И только сердце надо настроить прямо к Творцу, а тогда поневоле все мысли
будут только как бы радовать Творца. А когда исправляет сердце и становится
источником только чистых желаний, то этим оно становится сосудом (кли),
заполняемым высшим светом.
От этого света сердце еще более очищается и вновь заполняется еще более высшим
светом, и так последовательно человек возвышается. Видим т.о., что свет, или
Творец, производит всю работу исправления человека, меняя желания в сердце
человека, отдаляя от человека его земное тело и создавая новое, святое тело, а
внутреннее тело Нога, наполовину хорошее и наполовину плохое, становится
полностью хорошим, и наполняется светом нара”н, которого достиг человек.
Но до тех пор, пока не удостоился новых желаний, хотя и всеми силами стремился
освободиться от прошлых, ничего не мог поделать со своим сердцем. Но именно
усилия в таких состояниях и привели человека к совершенству, потому что не мог
сам очиститься от эгоизма и от желаний эгоистического сердца, ведь мысли есть
следствие желаний, а мозг, как верный слуга, работает только для достижения
желаемого сердцем.
И только свет, ощущение Творца может изменить желания человека тем, что его
тело, отделяющее, скрывающее, отгораживающее его от Творца, оставляет его, а
внутреннее тело, Нога, становится полностью хорошим. И теперь можно видеть, что
невозможно вообще человеку достичь совершения удовольствия Творцу, как только с
помощью всех этих миров.
Поскольку в мере исправления и очищения своего желания получить человек
постигает свет и ступени своей души, называемые наранха”й, свет этих ступеней
помогает ему очиститься и исправиться, и так поднимается по ступеням своим,
пока не удостаивается достичь состояния общения с Творцом, являющегося замыслом
Творения (см. п. 33). Здесь уместно напомнить, что все эти миры и ступени
находятся в человеке и являются стадиями ощущения, постижения Творца, а кроме
человека и Творца нет ничего во всем мироздании.
Если бы наши органы ощущения не были пропитаны эгоизмом, желанием
самонасладиться, желанием получить наслаждение только ради себя, то мы бы
ощутили себя как интегральную часть Творца, вне всяких разделений и отличий. И
только пропитанные эгоизмом, наши органы чувств рисуют нам ту картину
окружающего, которую мы видим, ощущаем вместо ощущения самого Творца.
Но не следует думать, что то, что нас окружает, – это истинная
действительность и вне нас и в нас существует только Творец, и мы в этом
убедимся: как только сменим наши эгоистические стремления на альтруистические,
мы сразу же обнаружим, что наш мир – это то же явление Творца, только так Он
ощущается нами в наших неисправленных чувствах.
Поэтому нет никакой разницы делать что-либо альтруистически, т.е. без всякого
вознаграждения, «ради Творца» или «ради другого». И даже «ради другого»
предпочтительнее, говорит Тора, потому что в этом случае мы не можем себя
обмануть и видим хорошие следствия наших поступков, которые помогут нам
продолжить и далее наше исправление.
Да и сам эгоизм свидетельствует, что нет разницы альтруистически «давать
Творцу» или «давать кому-либо», потому как все, что вне нашего тела,
воспринимается нами как не существующее вообще, и мы не в состоянии совершить
ни малейшего движения, не оплачивая нашему эгоизму за усилие.
И поэтому на изречение: «Приходящему очиститься помогают», сказано в книге
«Зоар» (глава Ноах, п. 63): «Помогают тем, что дают чистую душу». Потому что
достичь очищения, необходимого для достижения замысла творения, возможно только
с помощью всех ступеней наранха”й души.
Как уже не раз отмечалось, исправить эгоизм можно только тем, что в него
войдет свет Творца и передаст эгоизму свои свойства. Для постепенного
исправления желания получить в желание отдать и созданы все ступени миров, все
миры А”К и АБЕ”А.
56. И необходимо знать, что все эти ступени наранха”й, о которых говорилось
выше, – это элементы, из которых состоит все творение. Но все, что есть в общем
творении, действует даже в его самой малой части.
Это следует из того, что творение есть желан
|
|