|
зано в Торе: «Коль агадоль ми хавейро, ицро гадоль мимейно» – «Чем больше
человек, тем больше его желания». Большой человек желает насладиться и
наслаждениями духовными, а не только наслаждениями нашего мира. Но праведник
желает насладиться только потому, что этого желает Творец, иначе хотя и желает
наслаждения, как и грешник, но не позволяет себе этого, желая слияния с Творцом.
Поэтому праведник подавляет в себе желание получить, как сказано: «Эйн аТора
миткаемет, элэ бе ми ше мемит эт ацмо алея» – «Тора существует только в том,
кто умерщвляет себя», что означает: свет, называемый Тора, входит только в того,
кто убивает свой эгоизм.
Процесс исправления прекрасен, человек на себе постепенно постигает свою
природу и ощущает весь мир, но подчас он довольно болезненный, потому как
антиэгоистические ощущения болезненны для нас. Все зависит от осознания
необходимости излечиться: ребенок, т.е. не осознающий необходимости излечиться
и грозящих последствий болезни, не согласен принимать горькое лекарство, но
взрослый больной, т.е. осознавший болезнь и желающий быть здоровым, готов на
прием горьких лекарств или даже на операцию во имя жизни.
13. Но еще осталось нам понять: если все же желание получить для себя
настолько плохое и испорченное, как оно произошло и было в замысле Творения в
мире Бесконечности, единство которого нет слов описать?
Дело в том, что сразу же, в замысле создать души, Его мысль закончила все, ибо
не нуждается в действии, как мы.
Потому как в духовном – мысль, желание и есть действие, ведь и в нашем мире
только наличие тел требует выполнения замысла в механическом действии. И это
относится не только к действиям Творца, но и духовным действиям человека,
находящегося своими свойствами в духовных мирах.
И немедленно, как только возник замысел творения, вышли и появились все души и
все миры, должные родиться в будущем, полные всем наслаждением, которое задумал
для них Творец, во всем своем конечном совершенстве, которого достигнут души в
конце исправления, т.е. после того, как их желание «получить» получит все
исправление полностью и обратится в чистую «отдачу», в полном подобии свойств с
Творцом.
И поэтому вовсе не было в замысле творения создать нечто испорченное, а сразу
же в замысле творения появилась наша исправленная форма полного подобия Творцу.
И это потому, что в вечности Творца прошлое, будущее и настоящее используются
как одно, и будущее используется как настоящее. И нет понятия времени в Нем.
Поскольку духовный мир – это мир желаний, вне тел, масс, расстояний, мир, где
действуют только одни желания, то само желание и есть действие, и потому
отсутствует понятие времени. Под временем в духовном мире мы подразумеваем
сумму последовательных изменений желаний, вытекающих одно из другого, как
причина и следствие, и потому называемые как их ветви в нашем мире, дни, месяцы,
годы.
Поэтому слова: прежде, ранее, позднее, вследствие, затем, позже и пр. означают
только причину и следствие, а не время их появления.
Верх и низ означают изменение свойств человека относительно Творца или
отношение свойств между двумя ступенями, где более высший означает более
исправленный, более духовный, более «близкий» по свойствам к Творцу.
Высший – более важный. Место – желание получить и есть то «место», в которое
творение получает свет Творца. Близкий – по свойствам относительно другого.
Соприкасающийся – если его свойства не настолько отличны от породившей его
предыдущей ступени, его корня, чтобы отделить его от корня. Это необходимое
состояние между двумя соседними (по свойствам) духовными объектами.
Движение – любое изменение свойств от прошлого свойства-желания к настоящему,
подобно отделяющейся части в материальном теле. Название – название духовного
объекта – объясняет пути получения света на этом духовном уровне. Кли – желание
получить. Творец – всякая причина называется «творящей» относительно того, что
исходит от нее, как порожденное кли, так и наполняющий это кли свет.
И поэтому не было вообще неисправленного желания получить, отличного от
свойств Творца в мире Бесконечности, а наоборот, то будущее подобие свойств,
которое должно проявиться в конце исправления, появилось сразу же в вечности
Творца.
И об этом сказано мудрецами: «Прежде сотворения мира было единство Его и
творения». Ведь отличие желания получить не проявилось никак в душах, вышедших
из замысла творения, а они были слиты с Творцом подобием свойств, тайной
единства.
Здесь у ученика обычно возникает вопрос: «Если все уготовлено заранее, и мы
находимся в состоянии «гмар тикун», в слиянии с Творцом, и только в наших
ощущениях еще не достигли этого, то стоит ли нам работать над собой, ведь можем
продолжать существовать, как и сейчас, а когда придет время исправления каждого,
то приведут его к нужному состоянию свыше?»
Два пути к цели заготовил нам Творец: путь Торы и путь страданий.
И только в них мы существуем. Обычно человечество движется вперед путем
страданий, и уж тем более народ Израиля, как избранный первым достичь цели
творения. Страдания толкают человечество вперед: пытаться найти удовлетворение
в материальном или техническом прогрессе, в бегстве личности в отвлеченные
занятия, в увлечение религиями и верованиями, наркотиками или фанатизмом.
Можно было бы, действительно, предоставить человечество самому себе, чтобы
продвигалось к цели путем страданий. Но именно каббалисты, достигшие цели
творения, прошедшие все этапы собственного исправления, которые нам еще
предстоит пройти, поднявшись до уровня связи с Творцом и осознав все Его пути,
приняли
|
|