|
о так окончательно низок –
Ведь внутри окружностей всех находится он –
В самом центре зияющей пустоты.
Ари «Древо Жизни»
Десять лекций
ЛЕКЦИЯ 1
Этот краткий обзор даст вам минимальные сведения о науке Каббала с тем,
чтобы затем вы могли двигаться далее самостоятельно. А тот, кто пожелает
продолжать свои духовные постижения и практически войти в духовный мир, он
присоединится к занятиям уже в нашей основной группе. Я коротко и как можно
более сжато объясню процессы, происходящие в духовных мирах.
Все, что нам известно о высшем мире, мы узнаем от людей, лично постигших
ощущение духовного мира и описавших его устройство и структуру в своих книгах,
а также разработавших методы его постижения. Благодаря их методике, мы с вами,
живя в этом мире, можем так же, как они, выйти в духовный мир и находясь
одновременно в двух мирах, достичь полного знания, полного ощущения
совершенства, понимания цели творения, самопознания.
Наш курс базируется на трех источниках: книге Зоар рабби Шимона,
написанной в 4-м веке нашей эры, книгах АР”И, каббалиста, жившего в Цфате в
16-м веке, и сочинениях рава Йегуды Ашлага (Бааль Сулам), жившего в середине
20-го века. У этих трех каббалистов была одна душа, которая поэтапно
переселялась из одного тела в другое, чтобы дать каждый раз новую методику
овладения высшим миром, облегчить изучение Каббалы последующим поколениям.
Самого большого, самого великого постижения эта душа достигла,
воплотившись в последний раз в жизни рабби Йегуды Ашлага, Бааль Сулама. В этот
раз душа, спустившись в наш мир, достигла таких постижений, что ею было
полностью объяснено устройство духовных миров, начиная с самого высшего их
состояния, от зарождения самого первого творения и до окончательного
исправления мироздания.
Рабби Йегуда Ашлаг объясняет, что «из Творца вышел свет» — так называется
желание создать и насладить творения. Это стадия называется нулевой (шореш) или
кетэр.
Далее этот исходящий от Творца свет создает сосуд, абсолютно
соответствующий ему своим желанием насладиться, и полностью заполняет,
наслаждает его. Эта стадия называется первой (алеф), или хохма.
Свойство света — отдавать, наслаждать, свойство сосуда — получать,
наслаждаться. Но когда свет входит в сосуд, он начинает передавать ему свои
свойства, и сосуд получает желание отдавать вместо прежнего желания получать.
Стадия, когда сосуд, желая быть подобным свету, отдавать, отказывается от
получения — ведь отдавать-то ему нечего — называется второй стадией (бет), или
бина.
Опустошенный сосуд далее начинает ощущать, что целью творения было
создать и насладить его. А наслаждаться он может только тогда, когда получает
какую-то долю света. Поэтому возникает следующая стадия — желание получить,
скажем, 10% света, наслаждения, но получить ради Творца, а в остальном остаться
не получающим. Такая смешанная стадия называется третьей (гимел), или зэир
анпин (маленькое лицо).
Находясь в таком состоянии, состоящем из двух противоположных,
сосуд — желание обнаруживает, что для него естественней получать, чем отдавать
(т.е. не получать). И в нем вновь возрождается его первородное свойство
получать и наслаждаться. Свет хасадим, заполняя лишь 10 % объема сосуда, не
может передать ему свои свойства отдавать, поэтому первоначальное свойство
получать преобладает над внешними изменениями исконного желания наслаждаться.
Вследствие этого сосуд решает наполниться наслаждением на все 100%,
получить весь свет. Эта стадия называется четвертой (далет), или малхут. Такой,
целиком наполненный светом сосуд, называется настоящим, истинным творением,
потому что его желания исходят от него самого, в отличие от сосуда в стадии
алеф, который, не имея собственных стремлений, был наполнен светом по желанию
самого света, Творца.
Только в четвертой стадии происходит истинный выбор самого творения
получить свет — то, что исходит из самого Творца. Это первое желание получать
наслаждение от света возникает теперь изнутри самого творения.
Стадии хохма, бина, зэир анпин и малхут называются четырьмя стадиями
распространения прямого света, исходящего из Творца для создания желания
получить, или настоящего творения.
Кроме желания Творца насладить и желания творения получить,
насладиться — нет в мире ничего. Все подчинено этому. Все, что бы мы ни сказали
о творении, на всех стадиях его развития: неживой, растительной, животной и
человеческой — все желает получить какую-то частичку света, желает насладиться.
Творец создал творение для того, чтобы оно, получив свет, наслаждалось не
просто эгоистически, а в абсолютном совершенстве: бесконечным и ничем не
ограниченным наслаждением. Мы не представляем себе, что это значит. Если свет
входит в сосуд и наполняет его полностью, то сосуд уже больше ничего не хочет
получать, свет убивает желание, а с исчезновением желания исчезает наслаждение.
Получать неограниченно можно лишь в том случае, если принимаешь не ради
себя, т.е. наслаждаешься ради дающего. Тогда свет, входящий в сосуд, не
аннулирует желания насладиться. Мы все знаем из собственного опыта, что даже
будучи о
|
|