|
бное путешествие.
Лодку я повредил для того, чтобы ее не отобрал у владельца тиран,
который как раз в это время захватывал лодки для войны. Мальчик, которому
я вывихнул ногу, когда вырастет, не сможет ни захватить власть в
королевстве, ни унаследовать ее, ибо по закону этой страны управлять
народом может только физически здоровый человек. Что касается
негостеприимного города, то в нем живут два мальчика-сироты. К тому
времени, когда они вырастут, стена будет вновь разрушена, и под ней
мальчики найдут клад, оставленный им в наследство. Они будут достаточно
сильны, чтобы завладеть сокровищами и улучшить характер людей их города, -
это их предназначение.
А теперь иди с миром, ты свободен.
Это сказание рассказывается и пересказывается монахами на Среднем
Востоке как христианская история и служит для них источником вдохновения,
как писал Джеста Романорум.
Говорят, что рассказ этот впервые появился в "Пустыннике" Париелла.
Католические священники уверяли в его испанском происхождении. Так как на
Западе никто не предполагал, что он пришел с Востока, в течение долгого
времени его, по-видимому, не связывали с суфиями и даже не замечали, что
он есть в Коране: сура 18, "Пещера".
В настоящем варианте история была рассказана Джан-Кшан-Ханом.
КАК БЫЛО ЗАРАБОТАНО ЗНАНИЕ
Давным-давно жил человек, решивший однажды, что он нуждается в
знании. Он оставил свою родину и отправился к дому одного ученого
человека.
Войдя к мудрецу, искатель сказал: "Суфий, ты мудрый человек. Надели
меня частью знания, чтобы я мог увеличить его и стать достойным, ибо
сейчас я чувствую себя ничтожеством".
Суфий ответил: "Я смогу дать тебе знание, но только в обмен на то, в
чем я сам нуждаюсь. Принеси мне небольшой коврик. Я должен отдать его
человеку, который в дальнейшем будет способен продолжать нашу святую
работу".
Человек отправился в ковровую лавку. "Дай мне маленький коврик, -
сказал он ковровщику. - Я отнесу его суфию, который за это даст мне
знание. Ковер нужен ему, чтобы отдать его человеку, который будет
продолжать нашу святую работу".
Ковровщик ответил: "Что ты мне рассказываешь о каком-то знании, суфии
и человеке, который будет пользоваться ковром? Какое мне дело до этого?
Чтобы соткать ковер, мне нужны нитки. Принеси мне немного ниток, тогда я
помогу тебе".
Человек снова отправился в путь на поиски того, кто дал бы ему ниток.
Он разыскал прядильщицу и обратился к ней:
- Прядильщица, дай мне ниток. Я отнесу их ковровщику, он даст мне
ковер, и этот ковер я отнесу суфию, который отдаст его тому, кто должен
продолжать нашу святую работу; а за это я получу от суфия знание.
Женщина ответила: "Какая мне польза от того, что тебе нужны нитки?
Ступай прочь со своими рассказами о себе, о суфии, о ковровщике и
человеке, которому нужен ковер. Меня это нисколько не интересует. Разве ты
не знаешь, что нитки делаются из шерсти! Принесешь мне шерсть, получишь
свои нитки".
Итак, человек разыскал козопаса и рассказал ему свою историю. "Меня
все это не касается, - сказал козопас. - Тебе нужна шерсть, чтобы получить
знание, а мне нужны козы, чтобы настричь шерсти. Приведи мне козу, и ты
получишь то, что желаешь".
Теперь искатель направился на поиски продавца коз. Вскоре он нашел
его и поведал ему о своих трудностях, на что тот ответил: "Что я знаю о
знании, нитках или коврах? Все, что я знаю, - это то, что у каждого свои
нужды. Поговорим лучше о том, что нужно мне, и если ты мне в этом
поможешь, я помогу тебе. Вот тогда думай о своем знании, сколько твоей
душе угодно".
- Что же тебе нужно? - спросил искатель.
- Мне нужен небольшой загон для коз, - сказал козопас, - потому что
по ночам они разбредаются в разные стороны и доставляют мне немало хлопот.
Сделай мне такой загон, и я дам тебе козу или даже две.
И вот искатель снова отправился в путь. Расспросы привели его в
мастерскую плотника, который, услыхав его историю, сказал: "Да, я могу
сделать загон, а что касается остального, то можешь не посвящать меня во
все подробности твоего дела, потому что я нисколько не интересуюсь
коврами, знанием и тому подобным. Но у меня есть одно заветное желание, и
в твоих интересах помочь мне его осуществить".
- Какое же это желание?
- Я хочу жениться, но, похоже, ни одна женщина не согласится стать
моей женой. Найди мне жену, и мы продолжим наш разговор.
Выйдя из дома плотника, искатель тут же стал всех расспрашивать, где
можно найти сваху. Наконец, когда он нашел ее и все рассказал ей, она
|
|