|
снимать с пальца кольцо. Фатима же,
узнав об этом, однажды ночью прокралась в его спальню, выкрала кольцо и
только собралась его потереть, чтобы вызвать джинна, как маленький принц,
наблюдавший за ней, выхватил свой короткий меч и поразил ведьму насмерть.
Так коварная Фатима нашла свою смерть на пороге величайшего
могущества.
А Маруф разыскал того доброго пахаря, который невольно помог его
спасению, и сделал его своим первым визирем. Затем он женился на его
дочери и ничто более не омрачало их счастья и покоя.
Эта сказка, подобно другим дервишским сказаниям, входит в сборник
"Тысяча и одна ночь". Она весьма отличается от большинства суфийских
аллегорий, и ее невозможно найти в поэтической форме. Опять-таки, - и в
этом состоит еще одно ее отличие от большинства суфийских литературных
произведений, за исключением цикла о мулле Насреддине, - она иногда
разыгрывается в чайханах как драма.
Сказка не несет в себе морали, привычной для людей Запада, но
подчеркивает особые причинно-следственные отношения, являющиеся
характерными для суфийских сказаний.
ТОРГОВЛЯ МУДРОСТЬЮ
Человек по имени Сейфульмулюк половину своей жизни провел в поисках
истины. Он прочитал все, какие только мог найти, книги древних мудрецов,
побывал в известных и неизвестных странах, повсюду встречаясь с духовными
учителями и беседуя с ними о достижении истины. Дни он проводил в работе,
а ночи в размышлениях о великих тайнах.
Однажды Сейфульмулюк услыхал еще об одном учителе, великом поэте
Ансари из города Герата, и отправился к нему.
Подойдя к дому мудреца, он, немало удивясь, прочел на двери надпись:
"Здесь продается знание".
- Это, должно быть, ошибка или, возможно, намеренная нелепость,
рассчитанная на то, чтобы отпугнуть праздных искателей. Я никогда не
слышал, чтобы знание можно было продать или купить, - подумал Сейфульмулюк
и вошел в дом.
Во внутреннем дворике он увидел самого Ансари, согбенного старика,
занятого записыванием поэмы.
- Ты пришел, чтобы купить знание? - спросил мудрец, прерывая работу.
Сейфульмулюк кивнул. Тогда Ансари спросил, сколько у него с собой денег, и
странник вытащил все, что у него было, - около ста серебряных монет.
- За эти деньги ты можешь получить три совета, - сказал старец.
- Так вы в самом деле продаете знание? Но зачем вам деньги, если вы
смиренный и посвятивший себя знанию человек?
- Мы живем в земном мире, и нам приходится считатья с его
материальными условиями. Мое знание возлагает на меня новые великие
обязанности. То, что я обладаю особым знанием, которого не имеют другие
люди, обязывает меня тратить деньги, помимо других ценностей, для того,
чтобы быть полезным там, где нет необходимости в добром слове или
проявлении "бараки".
И, взяв серебро, старец продолжал:
- Слушай внимательно. Первый совет таков: "Небольшое облачко
предупреждает об опасности".
- Но разве это знание?! - воскликнул Сейфульмулюк. - Ваш совет ничего
не говорит мне о природе конечной истины или о месте человека в мире.
- Если ты собираешься перебивать меня, то забирай свои деньги и
уходи. Что пользы знать о месте человека в мире, если этот человек мертв?
Сейфульмулюк замолчал и приготовился выслушать следующий совет.
- Если ты встретишь птицу, кота и собаку в одном месте, - сказал
мудрец, - стань их хозяином и смотри за ними до конца.
- Весьма странный совет; может быть, в нем скрыт какой-то
метафизический смысл, который откроется мне, если я буду достаточно долго
над ним размышлять, - подумал Сейфульмулюк, но вслух не выразил своих
мыслей.
Третий совет гласит: "Когда ты встретишься с чем-то, не имеющим,
казалось бы, к тебе никакого отношения, останься верным предыдущему
совету, - тогда и только тогда дверь перед тобой раскроется. Войди в эту
дверь".
Сейфульмулюк хотел остаться у этого загадочного мудреца и стать его
учеником, но Ансари довольно грубо выпроводил его.
Итак, он снова отправился в путь и пошел в Кашмир, где некоторое
время обучался у одного учителя. Из Кашмира Сейфульмулюк отправился в
Среднюю Азию. Войдя в Бухару, он попал на городской базар в самый разгар
торговли. Какой-то человек, только что купивший кота, птицу и собаку,
направлялся с ними к выходу.
- Если бы я раньше покинул Кашмир, - подумал Сейфульмулюк, - я мог бы
купить этих животных. Моя судьба связана, несомненно, с ними.
Но затем его одолели сомнения, так как, хотя он и увидел птицу, кота
и собаку, ему ведь еще не встретилось маленькое облачко. Все, казалось,
было не так, как надо. Однако от полного замешательства его спасло
изречение одного древнего мудреца, которое он обнаружил как-то в своих
дневниках, - и как только он забыл о нем?! - "События следуют одно за
другим. Лю
|
|