|
бам. Но так как он был
лишен возможности посоветоваться с волшебным зеркалом о том, какое
лекарство необходимо принцессе, чаша не помогла.
Принцессе не стало лучше, и разгневанный король приказал распять
дервиша на стене. Дервиш стал молить короля об отсрочке, объясняя, что он
должен посоветоваться со своими товарищами, но король был нетерпелив и
полагал, что дервиш хитрит и только хочет выиграть время.
Между тем три других дервиша, возвратившись домой и не застав там
своего товарища, взглянули в зеркало и увидели, что ему угрожает смерть.
Не теряя времени, дервиши сели на посох и полетели к нему на помощь. Они
подоспели как раз вовремя и вызволили его, но помочь королевской дочери
уже не смогли, потому что лишились своей чаши.
Дервиши посмотрели в волшебное зеркало и увидели свою чашу на дне
самого глубокого океана в мире, куда ее забросили по приказу короля. И
даже с помощью своих волшебных предметов им понадобилось целое
тысячелетие, чтобы вернуть ее.
С тех пор, наученные горьким опытом, дервиши стали работать в
глубокой тайне, искусно скрывая свои чудесные методы под самыми различными
покровами, и потому все, что они ни делали для людей, выглядело простым и
легко объяснимым.
Эта легенда напоминает многие восточные устные предания о волшебных
предметах.
Некоторые видят в ней скрытый намек на утверждение, что Иисус не умер
на кресте. По мнению других, в ней указывается на четыре методики основных
восточных дервишских школ и на влияние этих методик в Индии и Хорасане под
эгидой накшбандов.
Более распространенное суфийское объяснение состоит в том, что
"дервишская работа" включает в себя четыре элемента, которые необходимо
применять одновременно и втайне.
СНЫ И КУСОК ХЛЕБА
Три человека, отправившиеся в долгое и изнурительное путешествие,
встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они
объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и
радости пути.
Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек
хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них
троих должны достаться хлеб и вода. Никто не желал уступить другим своей
доли, и они решили было разделить все поровну, но это им не удалось.
Так они спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них
предложил: "Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый
чудесный сон, тому и быть судьей над нами". Его товарищи согласились с
ним, и они тут же улеглись и заснули.
Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись.
Первый стал рассказывать: "Приснилось мне, что я был восхищен в столь
совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно
объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: "Эта
еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена
подвигами, достойными восхищения".
- Как странно, - сказал другой путник, - ведь когда я заснул, то я в
самом деле увидел свое прошлое и будущее, и в будущем я встретил
всезнающего человека, который сказал: "Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо
терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты
будешь обучен и поведешь за собой людей".
Третий путешественник сказал: "Во сне я ничего не видел, ничего не
слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила
меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить все это, что я тут
же и сделал".
Эта одна из многих притч, приписываемых Шах Мухаммеду Гавс Шаттари,
умершему в 1563 году. Он написал знаменитый трактат "Пять жемчужин", в
котором способ достижения человеком более высоких состояний описан в
терминах магии и колдовства, в соответствии с древними моделями. Шатари
был великим мастером и пользовался огромным уважением индийского
императора.
Несмотря на то, что многие провозглашали его святым, духовенство
рассматривало некоторые его работы, как противоречащие Святому Писанию, и
добивалось его казни. В конце концов с него было снято обвинение в ереси
на том основании, что к высказываниям, сделанным в особом состоянии, не
могут быть применены обычные схоластические категории.
Его гробница находится в Гвалиоре - важнейшем месте суфийского
паломничества.
Фабула этого рассказа использована в монашеских христианских сказках
средних веков.
ХЛЕБ И ДРАГОЦЕННОСТИ
Один монарх решил однажды отдать часть своего богатства в виде
милостыни. В то же время ему очень хотелось знать, что случится с его
дарами. Итак, он призва
|
|