Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: Поль Анри Тири Гольбах - Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 118
 <<-
 
ь  их своей кровью. Если бы они ради спасения своей
жизни отреклись от них,  их открытия не стали бы от этого менее достоверными
или менее полезными.
     Число людей, умерших за полезную истину,  невелико, число  умерших ради
заблуждений и безумств  огромно.  На каждого философа,  подвергшегося гибели
или преследованиям за истины, выгодные роду человеческому, приходятся тысячи
людей, павших жертвой за ложь.
     Христианские богословы скажут, конечно, что их мученики  погибли именно
за полезную истину. Но  мы спросим их: разве эти набожные фанатики  обладали
знаниями  и разумом,  необходимыми для тщательного  исследования учения,  за
которое они умирали? Разве разум не был первой жертвой, которой требовали от
них главари и наставники? Разве мы не  видим,  что писания первых  христиан,
столь стремившихся к смерти за веру, проникнуты грубейшим  невежеством? Были
ли они свидетелями  тех  мнимых истин, которые  они утверждали на  земле? Не
были ли их верования основаны  на слепом доверии  к вождям?  Взвесили ли они
все основания  для доверия к  главарям, объявлявшим себя  боговдохновенными?
Видели  ли  они  чудеса, какие те совершали в  доказательство божественности
своей миссии,  и  удостоверились ли  в  них?  Убедились  ли они, что  вожаки
совершенно бескорыстно проповедовали учение, явно выгодное для их честолюбия
и необходимое  для их существования? Удостоверились ли они, что учители сами
были убеждены в истинах, которые они проповедовали другим?
     А если даже допустить, что  вожаки были людьми добросовестными, то были
ли их сторонники,  готовые умереть  за  их  учение, способны судить, в какой
мере  их  вожаки  были  людьми  просвещенными,  бесстрастными,  далекими  от
фанатизма,  не  способными обманываться насчет вещей,  в которых замешаны их
кровные интересы?
     Не   похоже,  чтобы  мученики   обладали   хладнокровием,  знаниями   и
проницательностью,  необходимыми для  такого  рода  проверки. Преисполненные
веры, они не  могли и не  хотели путем размышлений или рассуждений проверить
то учение, которое им подносили главари. -
     Остается еще  решить вопрос  о том,  было ли  это  учение истинным  или
ложным. Об этом можно судить по пользе и выгоде, которую  оно доставило роду
человеческому, по  тому,  в какой мере  оно согласуется  с представлениями о
божестве, со здравой моралью  и интересами общества. Боимся, что если с этой
меркой подойти к учению, ради которого множество мучеников  пошло на смерть,
мы найдем,  что оно не согласуется с обычным понятием о мудром, справедливом
и  благом  боге,  противно природе  человека,  стремящейся к самосохранению,
решительно  противоречит  общественному благу, которое оно  с самого  начала
своего  существования  нарушает,  враждебно  благополучию  отдельных  людей,
которых это учение заставляет порывать самые приятные узы и идти на смерть.
     Наконец, мы увидим, что христианская религия, сумевшая до такой степени
ослепить людей, что  они  становились  мучениками,  была  полезна только для
нескольких попов,  заинтересованных в  том, чтобы  создавать  себе пламенных
сторонников,  но не  для общества,  которое требует  от  граждан активности,
трудолюбия,  рассудительности.  Фанатик не может  быть  полезным и спокойным
гражданином.  Человек,  вменяющий себе  в заслугу  презрение  к страданиям и
смерти  за  свои  убеждения,  начинает  считать себя  по  совести  обязанным
заставлять других примкнуть к тем взглядам, за которые он сам готов умереть.
Дайте  мученику власть, он  станет палачом.  У кого  хватает слепого рвения,
чтобы жертвовать собой, когда он слаб, тот не  задумается  принести в жертву
других, когда сила будет на его стороне.
     Так  оно  и  случилось  с христианством. Как  только его вожди получили
власть,  они начали  преследовать  друг  друга  и с  величайшей  жестокостью
отстаивать свои богословские  взгляды. Религиозное  рвение послужило, как мы
увидим  вскоре,  поводом  для  всех преступлений  христианских  епископов  и
священников.  Оно  помогало  им убивать  своих  братьев. Благодаря стараниям
богословов  мы постоянно видим в христианской среде гонителей  и  мучеников,
показывающих лишь, до чего доходит злоба людей, если ей предоставить волю, и
какое безумие внушает фанатизм своим жертвам.  Христианство  во все  времена
выдвигало лишь палачей, обагренных  кровью  своих братьев, и глупые  жертвы,
готовые пролить свою кровь,  поскольку им не дано было возможности проливать
чужую кровь.


Глава четвертая. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ УЧИТЕЛИ В ЭПОХУ ЯЗЫЧЕСТВА.

     В  предыдущих двух  главах  мы  познакомились с духом  основоположников
христианства  и  с  теми  интересами,  которые  вдохновляли их.  Мы не  были
восхищены  их образованностью.  Нас  не  пленило их  поведение. Нисколько не
лучше были сменившие их церковники.
     Напрасно мы стали  бы искать  у первых  отцов  церкви  последовательную
систему, ясные идеи, точные понятия, здравые  рассуждения,  здоровую мораль.
Их  творения  представляют собой  напыщенный  вздор,  бесконечные аллегории,
непроницаемую тьму, необъяснимые загадки. На каждой странице они преподносят
читателям мрачные картины  конца света, проповедуют  отказ от всего земного,
мнимое пришествие Иисуса Христа и  радости царства его. Они постоянно заняты
подготовкой своих последователей к  мученичеству,  разжиганием их фанатизма,
для того  чтобы  они  шли  на смерть.  Из  действительных  добродетелей  они
рекомендуют  лишь терпение, которое  при  тогдашней  слабости  зарождающейся
только секты  было  для  них необходимо; они  рекомендуют также  единение  и
согласие,  без коих орга
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 118
 <<-