Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
религиозного учения, противостоящего и многобожным религиям античного мира и 
иудаизму. Вырабатывались христианская догматика, этика, эстетика, отбирались 
писания, которые признавались священными. Параллельно этому процессу и в тесной 
взаимосвязи с ним складывалась церковная организация, противоположная древней 
религиозной общине, основанной на авторитете пророков, проповедовавших 
откровения, и апостолов, повторявших устную традицию, восходившую, по их словам,
 к самому Иисусу.
      Становление епископальной церкви
      Уже в первых христианских общинах, возникших в конце I в., не было 
единства по целому ряду вероучительных и организационных вопросов. 
Распространение христианства в разной этнической среде, влияние на него 
нехристианских учений, привносимое новообращенными, неизбежно усиливали 
расхождения между отдельными группами христиан. Каждый христианский проповедник 
стремился в своей миссионерской деятельности найти слова и понятия, наиболее 
близкие конкретной аудитории; в то же время он объявлял свою проповедь, как и 
пророки I в., единственно правильной… Расхождения в вероучении различных групп 
христиан были заметны и их противникам. Так, критик христианства Цельс, живший 
во II в., писал о христианах: «Вначале их было немного и у них было единомыслие,
 а размножившись, они распадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь 
свою собственную группу…»
      В первой половине II в. создаются послания, приписываемые апостолам – 
ученикам Иисуса, имя которых должно было укрепить авторитет тех или иных 
проповедуемых идей и убедить сомневающихся. Характерно в этом отношении Второе 
послание Петра, написанное в приподнятом стиле, где создается романтизированный 
образ апостола (не соответствующий ни образу евангелий, ни Деяний). Один из 
важнейших вероучительных вопросов, затронутых в этом послании, – вопрос о 
сроках второго пришествия, который волновал христиан второго и третьего 
поколений. В этом послании говорится, что есть «наглые ругатели», которые 
спрашивают: «Где обетованное пришествие его? Ибо с тех пор, как стали умирать 
отцы, от начала творения, все остается так же» (3:4). Автор послания убеждает 
христиан, что второе пришествие не происходит, чтобы дать возможность как можно 
большему числу людей спастись и прийти к истинной вере, – эта идея станет затем 
ведущей в христианской литературе. Относительно поздняя дата этого послания 
подтверждается ссылкой на послания Павла. Автор пытается утверждать, что между 
позицией Петра и Павла нет расхождений: только в посланиях Павла «есть нечто 
неудобовразумительное», что «невежды и неутвержденные» толкуют превратно к 
своей погибели. Попытка примирить позиции Петра и Павла весьма характерна; она 
показывает, что каждая спорящая группа опиралась на свой апостольский авторитет 
(иудеохристиане, например, почитали Петра, а Павла называли лжеапостолом) и что 
противоречия между учениями этих групп ясно сознавались. Те люди, которые 
выступали за сохранение единства христиан, распространяли произведения, 
подобные Второму посланию Петра, стремясь утвердить цельность и священность 
традиции. Но устная и письменная традиции отдельных христианских групп во II в. 
уже настолько разошлись, что одного апостольского авторитета для разрешения 
споров было недостаточно, тем более что перед христианами возник целый ряд 
новых вероучительных и этических проблем. К первым относился, например, уже 
упомянутый вопрос о царстве божием и сроках его наступления. Все чаще в 
проповедях и писаниях стало появляться словосочетание «царствие небесное» 
вместо «царствия божие»; но и оно находило своих критиков. Так, в Евангелии 
Фомы, которое почиталось египетскими христианами, содержалась полемика против 
утверждения о «небесном царстве». «Иисус сказал: если те, которые ведут вас, 
говорят вам: «Смотрите, царствие в небе» – тогда птицы небесные опередят вас. 
Если говорят вам, что оно в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри 
вас и вне вас».
      Не менее острые споры велись и вокруг сущности Иисуса: представление 
иудеохристиан о праведном человеке, сыне Марии и плотника Иосифа, для 
большинства христиан сменилось представлением о богочеловеке, родившемся 
благодаря непорочному зачатию. Но были во II в. и группы христиан, которые 
видели в Иисусе только божество и считали его пребывание на земле в образе 
человека лишь кажущимся (это учение проповедовали христиане-докеты). В 
дальнейшем эти споры переросли в споры об отношении Иисуса к богу-отцу, о 
совместимости существования бога-сына с догматом единобожия (споры, которые 
привели в конце концов к принятию ортодоксальной церковью догмата о Троице). 
Многие из этих теологических споров были чужды основной массе верующих, которая 
продолжала воспринимать христианство прежде всего как религию откровения, но 
полемика между проповедниками, взаимные обвинения в нечестии не могли не влиять 
и на настроения рядовых христиан.
      Практически для всех христиан важны были вопросы этики, поведения их в 
окружающем мире, отношения к государству, к язычникам, друг к другу, к 
аскетическим требованиям ранней христианской традиции. Одним из острых вопросов 
было поведение во время гонений, отношение к «падшим» (т. е. отрекшимся) и к 
мученикам. Можно ли прощать отрекшихся? И кто вправе их простить? Нужно ли 
искать мученичества? Страстная вера первых христиан в то, что достичь царства 
божия можно, только пройдя через испытания, толкала наиболее фанатично 
настроенных верующих на добровольные муки. Но звучали и голоса, которые 
утверждали, что «напрашиваться» на мученическую смерть – означает совершать 
самоубийство. Ответы на все эти вопросы далеко не всегда можно было найти в 
почитавшихся данной христианской группой писаниях, тем более что многие из них 
создавались на глазах у этого поколения верующих. Насколько остро стоял вопрос 
об авторитете среди христиан II в., показывает фраза из письма, автором 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-