|
Behemoth, т. е. зверь, т. к. он дает людям звериные наклонности.
Действительный же демон блуда и князь инкубата и суккубата называется
Asmodeus (Асмодей), а в переводе - "носитель суда". Из-за блуда ведь
разразился ужасный суд над Содомом и Гоморрой и над другими городами. Демон
заносчивости называется Lewiathan (Левиафан), т. е. "добавление", т. к. черт
при искушении Адама и Евы обещался добавить им богоподобие. Демон скупости и
богатства носит название Mammon (Маммон), о котором говорил Христос (еванг.
от Матерея, б). К возражениям: во-первых, добро может существовать без зла,
но зло никогда не может существовать без добра. Ведь создания божии сами по
себе хороши. Поэтому демоны, по-скольку у них хорошие естественные свойства,
распределяются по степеням этих свойств и своих поступков. К указанному
месту из книги Иова (гл. 10) можно прибавить, что демоны, отосланные на
греховные дела, находятся не в аду, а здесь, в пределах нашего темного
земного воздуха. Поэтому-то они и имеют здесь иерархию, которая будет
отсутствовать в аду. Можно также сказать, что если они выпали даже из этой
иерархии, то у них не имеется больше никакой надежды на достижение
блаженства. До известной степени даже и в аду будет у них известная иерархия
и порядок в несении наказаний. Ведь одни из них будут отправлены на душевные
мучения, а другие нет. Эта иерархия наказаний будет устанавливаться скорее
богом, чем ими самими. В-третьих, некоторые думают, что вышестоящие демоны,
которые больше согрешили, должны были бы строже наказываться и больше
принуждаться ко скверне инкубов и суккубов. Это неверно. Наказание
соответствует преступлению, но не естественным свойствам. Вот почему более
высоко стоящие демоны избегают подобной скверны, а не потому, что им даются
совершенно другие наказания. Хотя все они - нечистые духи и стремятся к
вредительству, но степени их различны в зависимости от природных свойств.
В-четвертых, между демонами царит единодушие, но не дружба. Злобой обуяны
они к человеку и стремлением противодействовать божьей справедливости.
Единодушие, подобное дьявольскому, мы находим у неверующих, объединяющихся и
повинующихся друг другу для своих злых целей. В-пятых, хотя рабская цепь
уготована в аду для всех демонов, но их природным свойствам не соответствуют
одинаковые наказания. Наоборот. Чем выше их природные свойства, чем выше
стоят они по иерархической лестнице, тем тяжелее их наказания. Поэтому в Кн.
премудрости Соломона (гл. 6) говорится: "Сильные сильно будут истязаны". Что
касается вопроса о влиянии светил небесных, то лжеучения связанные с ним,
будут разобраны в нижеследующем, пятом вопросе.
Глава 5.
Откуда берет начало преумножение чародейств? Католично ли во всех
отношениях приписывать происхождение и рост чародейств либо влиянию светил
небесных, либо размножению злобы людской, но не влиянию скверны инкубов и
суккубов? Не представляется ли наиболее верным приписывать здесь злобе
людской главное значение? Августин (в книге 9, вопр. 83) видит причину
испорченности людей в их воле вне зависимости от того, испорчена ли она
посторонним влиянием или самим человеком. Колдун портится грехом. Посему
следует видеть причину этой испорченности не в черте, а в человеческой воле.
В книге о свободе воли Августин снова утверждает, что причина злобы человека
коренится в нем самом. Ведь грех человека зависит от его свободной воли.
Черт не может изменить решения свободной воли человека, т.к. это
противоречило бы свободе того. Значит, черт не может быть здесь виноват.
Кроме того, в книге "О церковных догматах" говорится: "Не все наши злые
помыслы исходят от черта. Они часто рождаются из движений нашей собственной
воли". Утверждается также, что чародейства возникают из влияния светил
небесных и не идут от демонов. Как множество исходит из единства, так и
многообразное из однообразного. Многообразны также поступки людей как с
точки зрения пороков, так и с точки зрения добродетелей. Поэтому не
представляется возможным свести их к каким-то основным принципам. Лучше
всего свести их к влиянию однообразных движений светил небесных. Далее,
ежели эти светила не влияли бы на поступки человека с их добродетелями и
пороками, то астрологи не предсказывали бы столь верно действительный исход
воин и других событий человеческой жизни. Поэтому светила небесные могут до
известной степени считаться причиною этих событий. Кроме того, эти светила,
по мнению всех богословов и философов, приводятся в движение духовными
субстанциями, духами. Эти духи превосходят силы нашей души в той же степени,
как светила превосходят наши тела. Поэтому, как духовные субстанции светил,
так и их тела, воздействуют на душу и тело человека, а значит и на его
поступки. Далее, светила небесные могут так повлиять на демонов, что они, а
тем более люди, становятся способны к совершению различных чародейств. Так
например, люди, называемые лунатиками, мучатся демонами в известные
промежутки времени больше, чем в другие. Этого демоны не могли бы делать,
если бы они сами, в зависимости от фаз луны, не были к этому
предрасположены. А некроманты производят свои заклинания демонов, выбирая
перед этим благоприятные небесные констелляции. Они не делали бы этого, если
бы не знали, что демоны подчиняются влиянию небесных светил. По словам
Августина ("О граде божьем", 10) демоны вызываются с помощью известных
низших тел, как, например, трав, камней, животных, а также с помощью
известных звуков, слов и знаков. Так как тела небесные имеют большую силу,
чем низшие тела, то отсюда ясно, что демоны, не говоря уж о ведьмах, в еще
|
|