|
активным и пассивным началом и не может быть общего между чисто умственной и
телесной сущностью, то тогда и демоны не были бы способны ни к какому
поступку, кроме такого, который покоится на посредстве другого активного
начала. Отсюда вытекает, что демоны пользуются семенем, чтобы добиться
известных результатов (см. Августина "О троице", 3). Таким образом, мы можем
заключить, что если демоны, кроме того что они могут принимать телесные
облики, имеют еще возможность производить изменения семени, то это ни в коем
случае не может служить отрицанием того, что нами утверждалось об инкубах и
суккубах, действия которых демоны могут выполнять, лишь принимая на себя
облик тела, о чем говорилось выше. В-четвертых. Выше приводилось возражение
со следующей аргументацией: демоны не могут перемещать тела в пространстве.
И душа и демон суть духовные субстанции. Душа не может двигать тело, если
оно ею не оживлено. Поэтому и демоны могли бы перемещать тела только в
случае, если бы эти ими оживлялись. Но нам известно, что демоны не способны
оживить тело. На эти возражения надо ответить: духовная субстанция ангела
или демона отлична от субстанции души. Душа занимает низшую ступень среди
духовных субстанций. Душа поэтому не может перемещать тела, если оно ею не
оживлено. Не так у демонов, у которых даже физической силы гораздо больше,
чем у человека. В-пятых. Прикосновение демона к семени или к какому-либо
другому телесному предмету не является прикосновением телесным, а
прикосновением виртуальным, т. е. таким, которое имеет силу действия в
потенции. Тело, перемещаемое в пространстве, не превосходит соразмерности
сил демона. Но не так обстоит дело с движением небесных тел, с землей и со
стихиями Вселенной. Вопрос, почему это невозможно, разрешается святым Фомой
в "Вопросах о зле" (10, de daemonibus). Кто-нибудь мог бы на это возразить,
что является одинаковым, перемещать ли часть предмета или весь предмет
(сравни "Физика", 3) и что если демоны имеют возможность переместить часть
земли, то они смогут переместить и всю землю. Но это неверно. Собрать же
семя и употребить его для определенных целей - это не превышает сил
нечистого, если на то имеется божье попущение. Делая общее заключение, мы
скажем следующее: несмотря на убеждения некоторых о том, что демоны,
принимая на себя личину тел, никоим образом не могут производить зачатия и
что под сыновьями божьими надо понимать сыновей Сифа, а не инкубов, а также
и под дочерьми человеческими надо понимать дочерей из рода Каина, мы должны
быть другого мнения и именно быть с большинством (смотри "Этику" Аристотеля,
7 и "О сне и бодрствовании", конец главы). И в наши дни имеются очевидцы
поступков и слов ведьм, которые действительно совершали то, о чем здесь у
нас была речь. Поэтому мы утверждаем: 1) Демоны творят скверные плотские
действия не из наслаждения, но из желания запятнать душу и тело тех, кому
они служат инкубами и суккубами. 2) В результате этих действий женщины в
действительности зачинают и рождают в том случае, если демонам удается
подать человеческое семя в соответствующее место женского тела, где до этого
уже имелась подходящая для зачатия масса. Демоны собирают также семя
животных для своих скверных целей. 3) При подобном зачатии демонам дана
возможность лишь местного перемещения семени, а не самого оплодотворения.
Это последнее стоит вне власти демона или принятой им на себя личины тела.
Оплодотворяющая сила исходит от того, у кого демон взял семя. Отсюда
вытекает, что рожденное дитя не является ребенком демона, а ребенком
человека. Отсюда вытекает также и то утверждение, что демоны не могут
породить по двум основаниям: 1) Потому что зачатие происходит через
образующую силу, переходящую на семя того тела, из которого оно взято. Таким
телом не может служить принятая демоном телесная личина. 2) Высказывается
мнение о том, что семя сохраняет способность к зачатию постольку, поскольку
в нем сохраняется тепло, полученное им от души. Семя же охлаждается
вследствие дальнего перенесения с одного места на другое. Ответ на этот
вопрос следующий: демоны могут конечно где-нибудь сохранять семя свежим без
потери им жизненного тепла. Или же ответ гласит, что демоны столь быстро
передвигаются, что семя не успевает охладеть
Глава 4.
Какими демонами совершается инкубат и суккубат? Правоверно ли утверждать,
что поступки инкубов и суккубов в равной степени свойственны всем нечистым
духам? Некоторыми дается положительный ответ на этот вопрос, так как в
противном случае пришлось бы признать у них известный порядок.
Доказательства: 1) Как с понятием добра связано понятие меры и порядка, так
и с понятием зла связано представление о беспорядке (смотри Августина "О
природе добра"). У добрых ангелов нет никакого беспорядка. Следовательно, у
злых духов не может быть порядка. 2) Отсюда и слово Священного Писания: "В
страну, где нет порядка, но есть вечный ужас, и именно ужас бедствий и тьмы"
(Иов, 10). 3) Если не все демоны без различия совершают подобные действия,
то это происходит или вследствие природы демонов, или вследствие греха, или
вследствие наказания. Но не по природе, так как все они без исключения могут
грешить. Ведь по своей природе они нечистые духи, если и не нечистоплотные.
Они большие распутники, алчные до вредительства, напыщенные от гордости и т.
д. Поэтому здесь может иметь значение лишь или грех, или наказание. В таком
случае дело обстоит так: где грех больше, там и наказание больше.
Вышестоящие ангелы согрешили больше, поэтому они обязаны в наказание чаще и
больше свершать подобные скверны. Если это основание не подходит, то можно
|
|