|
собственных душ. Будем же говорить о происхождении и о распространении этой
ереси. Это тяжелая работа. Мы будем с величайшим старанием производить
исследование, объединяя все то, что согласно с разумом и что не противоречит
Священному Писанию и преданию. Распространению ереси больше всего
способствует два явления: действия инкубов и суккубов и позорное посвящение
детей дьяволу. Поэтому мы подробнее остановимся на этих пунктах и вначале
скажем о демонах, потом ведьмах и, наконец, о божьем попущении. Демоны
действуют с помощью рассудка и воли. Их действия зависят от определенного
расположения звезд в силу того, что семя не при всяком расположении звезд
достаточно зрело для зарождения. Поэтому мы исследуем эти констелляции
светил небесных. Таким образом получаются в основном, три вопроса для
обсуждения: 1) Могла ли эта ересь развиться вследствие плотского смешения с
инкубами и суккубами, 2) Не благоприятствовали ли констелляции ее развитию и
3) Не углубилась ли ересь из-за позорного посвящения детей дьяволу. Между
вторым и третьим вопросом мы разберем вопрос о влиянии на ересь движения
светил. Это будет подходящим продолжением рассмотрения деяний ведьм. В
первом пункте мы сталкиваемся с тремя трудностями. Одна из них общего
характера об инкубах, вторая - специальная - о тех демонах, которые
совершают подобные поступки, и третья - самая специальная - относительно
ведьм, отдающих себя нечистому.
Глава 3.
Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? С первого взгляда
представляется неправомерным утверждать возможность порождения людей через
посредство инкубов и суккубов. Порождение людей было установлено богом перед
грехопадением так, что он образовал в помощь мужу жену из ребра и сказал:
"Плодитесь и размножайтесь" (Бытие 1), а Адам сказал в воодушевлении: "Двое
будут в плоть едину" (Бытие 2). Ною тоже было сказано: "Плодитесь и
размножайтесь". (Бытие 9). В Новом Завете такое соединение было подтверждено
Христом (Матв. 19): "Не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и
женщину сотворил их?". Поэтому все иные виды порождения людей недопустимы.
Если говорится, что демоны пользуются не естественным, а искусственным,
недопустимым способом оплодотворения, когда они рьяно участвуют при
естественном оплодотворении людей, принимая семя и перенося его, то это
надобно отвергнуть, потому что дьявол мог бы это производить у людей всякого
положения - находящихся в браке или стоящих вне его. В первом случае это
было бы невозможно, ибо тогда дьявол оказался бы сильнее творца, уничтожая
то единство, которое между супругами установлено Всевышним. Во втором случае
это было бы столь же невозможно, ибо ничего не говорится в Священном Писании
о том, что звероподобное зарождение может происходить в одном положении
(скажем - внебрачном), а не в другом. Кроме того, зачатие относится к
функции живого тела. Демоны же, принимающие на себя телесную личину, живого
тела не имеют, потому что зачатие исходит от души, действующей тут
посредством физического органа (О душе 2). Поэтому демоны не в состоянии с
личиной тела совершать подобных действий. Если говорится, что демоны
принимают личину тела не для того, чтобы творить жизнь, а для того, чтобы
воспринять естественное семя и опять отдать его, то на это возражают:
подобно тому как нет ничего излишнего в поступках добрых и злых ангелов,
точно так же обстоит дело с творениями природы. Если же демон с помощью
своей естественной силы, превосходящей силу человеческого тела, незримо мог
бы собрать семя и опять отдать его, то это может служить основанием для
утверждения, что такое нельзя было делать незримо. Если он это может, то
другое является излишним. Это основание может быть еще более усилено. В
"Книге о причинах" говорится, что сила рассудка неограниченна книзу, но
ограничена кверху. Все тела стоят ниже рассудка. Поэтому рассудок, в силу
своей неограниченности, может изменять тела, как он хочет. Но силы рассудка
- это ангелы, добрые и злые. Поэтому они могут, независимо от принятия на
себя телесного облика, производить изменения в семени. Кроме того, действие
взятия семени от одного и отдачи его другому было бы связано с перемещением
в пространстве, а демоны не могут производить перемещения в пространстве.
Доказательство: Душа духовная субстанция, как и демон. Душа не может
перемещать тела в пространстве, если оно не оживлено. Поэтому члены
человеческого тела неподвижны, когда они отмирают. Поэтому и демон может
перемещать тела лишь в том случае, если они оживлены им. Известно, что
демоны не могут оживить тела. Поэтому они не могут перемещать в пространстве
семя. Всякое действие происходит через прикосновение, как это указывается в
"I. De generatione". Нельзя себе представить, чтобы демон имел какое-либо
подобное прикосновение, т. к. у него с телом нет ничего общего. Изливать
семя и перемещать его - значит иметь отношение к прикосновению. Из этого
вытекает, что демоны никак не могут принимать участия в оплодотворении.
Далее, демоны не могут также двигать тела, по природе ближе к ним стоящие,
как например, небесные светила,- как же они могут двигать такие тела,
которые им менее близки? Согласно Физики 2, движимое и движущееся
принадлежат друг другу. Если бы демоны могли двигать небесные светила, они
были бы на небе, что, однако, ни у нас, ни у платоников не считается
истиной. Возражение против этих аргументов: Августин ("О троице", 3)
говорит: "Демоны собирают семя, употребляемое ими для телесных действий".
Это не могло бы иметь места без перемещения в пространстве. Значит, демоны
|
|