Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Яков Шпренгер. Генрих Крамер - Молот ведьм
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
правильно обратное. Как еретично утверждение, что бог  не  допускает,  чтобы
человек грешил по свободной воле,  если  он  этого  хочет,  так  ошибочно  и
утверждение, что бог оставляет грехи  не  отомщенными.  Неверен  аргумент  о
мудром провидце, пресекающем,  елико  возможно,  зло.  Несоизмерима  разница
между провидцем Вселенной и им. Ведь бог может превратить  зло  в  добро,  а
провидец-человек этого не может. 2) Власть, благость и  справедливость  бога
приобретают больший ореол славы вследствие попущения им грехов. Бог не может
желать зла, он не хочет свершения злых поступков. Он не хочет, чтобы зло  не
свершалось,  но  хочет  только  попустить   его   свершение   для   большего
совершенствования Вселенной. 3) Августин и Аристотель говорят о человеческом
житейском познании, для  которого  по  двум  основаниям  было  бы  лучше  не
углубляться в вопросы о зле. Во-первых, потому, что мы не всегда в состоянии
познать его, а во-вторых, потому что  житейские,  мирские  разговоры  о  зле
обращают волю человеческую ко злу. 4) Апостол хочет, чтобы бог не  заботился
о волах по следующим соображениям: разумное создание имеет власть над своими
поступками через свободу воли. Бог может поставить ему в заслугу или в  вину
тот или иной поступок и вознаградить  или  наказать  его  в  зависимости  от
этого. Поэтому здесь необходимо особое провидение.  А  неразумные  твари  не
подчинены провидению. 5) Человек не является устроителем  природы.  Он  лишь
пользуется ее силами. Поэтому человеческое провидение не распространяется на
необходимые явления природы. Но даже природные недостатки и ошибки подчинены
божьему провидению. Наконец. Хотя все наказания за грехи определяются богом,
однако те люди, которые подвергаются околдованию, не всегда являются  самыми
большими грешниками. Это происходит или потому, что черт не хочет, чтобы бог
наказывал тех, которых нечистый считает по полному праву своими,  или  чтобы
они не прибегли к богу за помощью.

   Рассматривается ужас колдовства. Весь материал заслуживает того, чтобы им
пользовались в проповедях Спрашивается: не превосходят ли мерзости ведьм все
то зло, что бог попускал с сотворения мира  до  наших  дней,  как  в  смысле
преступления, так и в смысле наказания и нанесенного вреда? На  этот  вопрос
некоторые хотят ответить отрицательно и главным образом  относительно  вины.
Ведь  совершаемый  кем-либо  грех,  которого  он   может   легко   избежать,
превосходит грех, совершаемый другим, которого он не может  легко  избежать.
Это явствует из слов Августина ("О граде  божьем"):  "Велико  неравенство  в
согрешении, тогда как столь велика  легкость  в  несогрешении".  Но  Адам  и
многие  другие   которые   согрешили,   находясь   в   известном   состоянии
совершенства, могли бы,  вследствие  поддержки  благодати  божьей,  избежать
согрешения, и в особенности Адам, созданный в состоянии благодати. Ему  было
легче избежать греха, чем ведьмам, которые не имели подобных даров от  бога.
Значит, грехи ведьм надо почитать меньшими,  чем  грехи  Адама  и  иных.  За
большую вину налагается  и  большее  наказание.  Грех  Адама  был  тягчайшим
образом наказан тем,  что,  как  известно,  его  наказание  вместе  с  виной
передавалось через первородный грех  на  все  поколения.  Поэтому  его  грех
тяжелее,  чем  все  другие  грехи.  Августин  говорит   относительно   вреда
следующее: "То или иное надо считать злым потому, что оно устраняет  добро".
Значит, там, где устраняется добро, совершается и большее преступление. Грех
прародителей нанес много вреда как в видимой природе, так и в  дарах  божьей
благодати, так как лишил нас чистоты и бессмертия, чего нельзя сказать ни  о
каком другом последующем грехе. Значит, и вред, пришедший в мир через Адама,
больше, чем вред, наносимый ведьмами. Против этого надо возразить следующее:
то, что содержит больше видов зла, надо  считать  более  значительным  злом.
Таковы грехи ведьм. Ведь они могут с божьего попущения  причинить  всяческое
зло как благам природы, так и человеческому счастью. Это  видно  из  папской
буллы. Адам согрешил только тем, что совершил  запрещенное.  Но  он  не  был
скверным сам по себе. А колдуны и другие грешники грешат, совершая  то,  что
во всех отношениях скверно. Поэтому их грехи тяжелее  других  грехов.  Грех,
вытекающий из определенной  злобы,  тяжелее,  чем  вытекающий  из  незнания.
Ведьмы презирают из злобы веру и таинства веры, как это и  было  многими  из
них признано на  процессах.  Ответ:  Что  зло,  совершаемое  ныне  ведьмами,
превосходит все  зло,  которое  бог  допускал  когда-либо,  это  может  быть
доказано трояким образом: 1) общим сравнением их деяний с другими пороками в
мире; 2) частным сравнением отдельных видов их деяний с другими  суевериями,
связанными с заключением договора с дьяволом;  3)  сравнением  их  деяний  с
грехами злых ангелов и прародителей. Зло трояко и состоит из вины, наказания
и   вреда.   Этому   троякому   злу   противопоставляется   троякое   добро:
нравственность, радость и польза. Вине  противопоставляется  нравственность,
наказанию - радость, вреду -  польза.  Что  вина  ведьм  превосходит  всякий
другой грех, видно из следующего: по словам святого Фомы (11,  22,  2),  при
грехе многое взвешивается, вследствие чего можно узнать степень его тяжести.
Отсюда вытекает, что один и тот же грех у одного надо считать более  легким,
а у другого более тяжким. Так, юноша, ведущий непотребный образ жизни, может
быть назван грешащим, старик, совершающий то же сумасшедшим. Хотя грех Адама
относительно некоторых обстоятельств и тяжелее всех других грехов, т. к.  он
пал из-за незначительного внутреннего искушения и мог бы оказать ему большее
сопротивление вследствие той божьей благодати,  с  которой  он  был  создан,
однако, относительно вида и величины, а также отягчающих обстоятельств после
Адама было совершено много великих грехов, превосходящих  Фех  Адама.  Среди
этих грехов особенно выделяются грехи колдунов. Это ясно из следующего: один
грех может быть больше другого или по последствиям, как грех  Люфицера,  или
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-