|
ве в мире зла принципиально отвергало и светский
суд, и светскую власть.
Заметим, что понятия "альбигойцы" или "катары" не относится к
какой-либо единой идеологии и единственной церкви с твердым и
кодифицированным учением. Известно, что община катаров включала в себя целый
ряд различно ориентированных сект, которые, правда, были связаны между собой
определенными общими принципами, однако в частностях и деталях разнились
одна от другой. К этому следует, пожалуй, добавить, что большая часть наших
знаний о "совершенных" базируется на официальных католических источниках, в
первую очередь на документах инквизиции.
"Совершенные", одетые в черные длинные плащи, подпоясанные простым
вервием, на голове - остроконечные колпаки, несли свои проповеди и среди них
главную - "Не убий!" в народ.
Основой для учения катаров послужило возникшее в Х в. в Болгарии
антифеодальное движение в форме религиозной ереси - богомильство (по имени
священника Богомила) и его догматика.
Богомильское учение сродни мифологии и принимало форму столкновения
Сатаны и Иисуса Христа: вначале Сатана одерживает верх, добиваясь распятия
Христа, а потом уже Иисус, воскреснув, низвергает Сатану в ад, после чего
исчадие ада исчезает из заточения, возвращается на землю и вновь начинает
господствовать над людьми. Власть Сатаны богомилы не считали вечной, они
предсказывали новое пришествие Христа и его победу над Сатаной.
Вне сомнения, исходя из своей мифологии, богомилы не признавали ни
догм, ни обрядов и православной церкви. Они отвергали Ветхий завет,
почитание храмов, важнейшие таинства
- крещение и причащение. Богомилы не признавали креста, считая его
сатанинским орудием, с помощью которого по наущению Сатаны был убит
Спаситель человечества. В то же время они не почитали икон и не признавали
культа богородицы, нападали на церковную иерархию, порицали безнравственное
поведение высшего духовенства и монашества.
И катары, и богомилы придерживались дуалистического учения о наличии в
мире начал
- доброго (бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Конечно, все
христианское учение можно рассматривать как дуалистическое, то есть как
конфликт между двумя противоположными принципами - добра и зла, духа и
плоти, высокого и низкого. Катары же углубили эту дихотомию настолько, что
ортодоксальный католицизм попросту не был готов к этому. Папская церковь
проповедует наличие высшего бога, противник которого - дьявол - будет в
конечном итоге подчинен богу. "Совершенные" допускают существование двух или
более божеств одинакового ранга.
Один из них - "добрый бог" - не обладает человеческим телом, а является
чисто духовным существом или принципом, свободным от земных пороков и
недостатков. Это "Amor" ("бог любви"). По учению катаров, любовь и власть
несоединимы. Материальное творение служило для них причиной власти и
являлось в принципе "злым". Короче, они рассматривали "универсум" (Универсум
- вселенная) как творение бога-узурпатора, бога зла, которого они и называли
"REX MUNDI".
Пример тягчайшей ереси католическая церковь видела в том, что катары
считали материальное творение, за которое погиб Христос, как "злое", а бога,
который сотворил сначала землю и небо, существом, незаконно захватившим
власть. Особенно остро римская курия реагировала на отношение альбигойцев к
Христу. Поскольку любая материя рассматривалась ими "злой", катары отрицали,
что Христос, будучи воплощен в человеческом облике, оставался сыном божьим.
В кругах этих еретиков бога видели как полностью бестелесное создание,
которое нельзя было распять, а посему Иисус - это один из обыкновенных
пророков, смертный, который умер на кресте ради принципа любви. Распятие на
кресте, говорили катары, не содержит в себе ничего сверхъестественного,
божественного.
Поэтому они не только отказались поклоняться Иисусу и кресту, но и
перестали совершать крещение и причастие. Другими словами, отрицание
важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым
и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства
католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной
десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов -
таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест
народных масс против феодально-церковных порядков.
В настоящее время среди западных интеллектуалов стало модой видеть в
катарах мудрецов, просвещенных мистиков, которых объединяла какая-то
космическая тайна. В действительности же альбигойцы были обычными людьми,
которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и
освобождение от тягостной церковной десятины, покаяний, налогов на крещение,
погребение и др.
В обычной жизни катары действовали вполне логично, сообразуясь со своим
учением. Так, например, они отказывались от деторождения, поскольку таковое,
по их учению, исходило не из принципа любви, а служило лишь целям "REX
MUNDI". С другой стороны, однако, они не требовали отказа от удовлетворения
сексуальных потребностей. Правда, у катаров был священный обычай
"consolamentum", который обязывал к целомудрию, но все они, кроме
"совершенных", которые и без того давали обет безбрачия, соблюдали
"consolamentum" только на больничном или смертном одре. Но как можно было
связать отказ от детор
|
|