|
переди важно шествовал раб рабов божьих Урбан II,
человек преклонных лет, невысокий, даже несмотря на устремившуюся вверх
тиару, в белом одеянии с золотыми крестиками, поблескивавшими под скупым
ноябрьским солнцем. Чуть поотстав, двигалась папская свита: архиепископы,
епископы и аббаты в коричневых и фиолетовых рясах.
Папа окинул пронзительным взглядом колебавшуюся, как океанская волна,
многотысячную толпу, тяжело поднялся на дощатый помост и распростер руки,
требуя тишины. Затем, выпив индюшачье яйцо, поднесенное ему служкой,
откашлялся и громко, чтобы вся равнина слышала его, произнес:
- О сыны божии, поелику мы обещали Господу установить у себя мир
прочнее обычного и еще добросовестнее блюсти права церкви, есть и другое,
божье и ваше дело, стоящее превыше прочих, на которое вам следует, как
преданным богу, обратить свои доблести и отвагу.
Урбан взглянул на внимавших ему людей и, убедившись, что роняемые им
семена падают на благодатную почву, продолжал:
- Необходимо, чтобы вы (тут он простер руку над толпой, благословляя
ее) как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на
Востоке. Ибо в пределы Романии вторглось персидское племя турок, (Так
именовал он турок-сельджуков) которое добралось до Средиземного моря, именно
до того места, что зовется рукавом святого Георгия. Средневековое название
Босфора, на берегу которого был сооружен храм св. Георгия.
Собравшиеся рыцари и простолюдины, очевидно, не очень осведомленные в
географии, на всякий случай угрожающе загудели.
- Занимая все больше и больше христианских земель, - голос понтифика
уже походил на рыдания, - они семикратно одолевали христиан в сражениях,
многих поубивали и позабирали в полон, разрушили церкви, опустошили царство
богово. Так Урбан II назвал Византийскую империю. И если будете долго
пребывать в бездействии, верным придется пострадать еще более...
Многие из присутствовавших, думая, что именно они виновны в страданиях
неведомых им "верных", потупили очи долу и начали переминаться с ноги на
ногу, выражая тем самым почти искреннее раскаяние в несодеянном.
- Если кто, отправившись туда, - успокоившись, почти буднично продолжал
Урбан,
- окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на
море, или же в сражении против язычников, отныне, - поднял он широко
расставленные руки к небесам,
- да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо
наделен такой милостью самим Господом.
Взорвав тишину, толпа возопила:
- Так хочет бог!
Папа несколько раз кивнул головой, одобряя рев собравшихся.
- О, какой позор, - повысил голос папа, - если бы столь презренное,
недостойное, отвратительное племя, служащее дьявольским силам, одолело
народ, проникнутый верою во всемогущество божье и блистающий именем
Христовым. Каким срамом покроет вас сам Господь, если вы не поможете тем,
кто исповедует веру христианскую, подобно нам!..
...Оставим на некоторое время преемника князя апостолов и толпу на
клермонской равнине и обратимся к обстоятельствам, приведшим к тому, что сам
патриарх Запада, перевалив через заснеженные уже Альпы, спустился к своей
пастве и явился во Францию, дабы блеснуть горячей филиппикой против
"неверных" или, как он их здесь нарек, "язычников" и призвать "верных" к
крестовым походам.
Еще до страстного, граничащего с истерическим обращения папы
духовенство стало призывать всех добрых христиан к походу на Восток с целью
"освобождения Гроба Господня" и захвата Палестины и Сирии, и в первую
очередь - завоевания Иерусалима, бывшего в ту пору в руках приверженцев
аллаха и пророка его Магомета, где, по евангельским преданиям, в скале был
погребен Иисус Христос и откуда он вознесся на небеса.
Действительные же причины столь энергичной поддержки папой идеи похода
западноевропейских рыцарей на Восток были весьма прозаическими: о сказочных
богатствах Востока в Европе давно уже ходили легенды, подогревавшиеся
рассказами многочисленных паломников и купцов о виданных ими в Византии,
Палестине и Сирии молочных реках и кисельных берегах.
Словом, в этом случае оправдался принцип:
кто хочет действовать, тот ищет повод, а не причину. Почва была
подготовлена. Необходимый импульс был дан в Клермоне.
- Пусть выступят против неверных, - вещал Урбан, - пусть двинутся на
бой те, кто злонамеренно привык вести войну даже против единоверцев и
расточать обильную добычу. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше
были грабителями. Пусть справедливо бьются теперь против варваров те, кто в
былые времена сражался против братьев и сородичей. Пусть увенчает двойная
честь тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и души. Те, кто здесь
горестны и бедны, там будут радостны и богаты. Здесь - враги Господа, там же
станут ему друзьями...
- Здесь, на Западе, - голос Урбана вновь зазвучал мощно и торжественно,
- земля, не обильная богатством. Там же, на Востоке, она течет медом и
млеком, а Иерусалим - это пуп земель, земля плодоноснейшая по сравнению со
всеми остальными, она словно второй рай...
- Так хочет бог! - не дала договорить папе толпа. "Теперь еще немного
ужасов, и дело останется за малым", - пронеслось в голове Урбана.
- От пределов иеру
|
|