|
огласно моим желаниям и представлениям, но невозможно для меня по моим
силам.
31.
Исконный, подлинный, коренной элемент религии заключается в том, что не
зависит от человеческой воли и знаний; это дело бога. Апостол Павел говорит:
"Я насадил, Аполлон поливал; но возрастил бог. Посему и насаждающий и
поливающий есть ничто, а все - бог, взращивающий". Также Лютер: "Мы
должны... восхвалять бога и благодарить его, взращивающего нам хлеб, мы
должны признать, что не нашей работой, но его благословением и его малостью
произрастают зерно, вино и всевозможные плоды, доставляющие нам еду, питье и
удовлетворение всяческих потребностей". Гезиод говорит, что усердный
земледелец соберет богатую жатву, если Зевс обеспечит удачное завершение.
Итак, вспахать поле, посеять, полить всходы зависит от меня; жатва же не в
моей власти. Жатва - в руке божией; отсюда поговорка: "Без бога ни до
порога". Но что такое бог? В первоначальном смысле не что другое, как
природа или сущность природы, но как объект молитвы, как существо, которое
мы просим, следовательно, как существо, проявляющее волю. Зевс - причина или
сущность метеорологических явлений природы;
но это еще не составляет его божественный, его религиозный элемент, и
для нерелигиозного человека дождь, гром, снег имеют причину. Он бог только
потому и только в силу того он бог, что он - владыка метеорологических
явлений природы, что эти явления природы зависят от его усмотрения,
составляют акты его воли. Итак, независимое от человеческой воли ставится
религией в зависимое положение от воли божией, со стороны предмета
(объективно); со стороны же человека (субъективно) оно делается зависимым от
молитвы, ибо то, что зависит от воли, составляет предмет молитвы, есть нечто
изменчивое, есть то, о чем можно просить. "Сами боги могут оказаться
послушными. Ладаном и смиренными обетами, возлиянием вина и благовониями
смертный может их направить в другую сторону".
32.
Где человек возвысился над безграничной свободой выбора, над
беспомощностью и случайностью подлинного фетишизма, там во всяком случае
предметом религии, исключительно или главным образом оказывается то, что
составляет предмет целеустремленной деятельности и потребностей человека.
Именно поэтому безусловно всеобщим и преимущественным религиозным почитанием
пользовались те естественные существа, которые были наиболее необходимы
человеку. А то, что составляет предмет человеческих потребностей и
целеустремленной деятельности, и есть как раз объект человеческих желаний.
Мне нужен дождь и солнечный свет, чтобы мой посев взошел. Поэтому-то при
продолжительной засухе я желаю дождя, при продолжительном дожде - солнца.
Желание есть стремление, исполнение которого не в моей власти, оно есть
воля, бессильная добиться желаемого; если я и добиваюсь желаемого и, как
таковое, оно мне доступно, то оно может быть не в моей власти в данный
момент, при данных обстоятельствах и условиях; если принципиально мое
желание и осуществлено, то не так, как того хочет человек с религиозной
точки зрения. Но то, что недоступно моему телу, вообще моим силам, то - во
власти самого моего желания. К чему я стремлюсь, чего я желаю, то я
зачаровываю, одухотворяю своими желаниями. На старонемецком языке wiinschen
(желать) - значит зачаровывать. В аффекте человек полагает свою сущность за
пределы самого себя, и только в аффекте, ибо в чувстве коренится религия; в
аффекте он принимает безжизненное за жизненное, непроизвольное за
произвольное, одухотворяет предмет своими вздохами, ибо, находясь в аффекте,
он не может обращаться к бесчувственному существу. Чувство переходит за
пределы, предписанные рассудком, оно льется через края человеческой природы,
чувству слишком тесно в груди, оно должно перейти во внешний мир, превратив
бесчувственное существо природы в существо сочувствующее. Природа,
зачарованная человеческим чувством, ему соответствующая и с ним
ассимилировавшаяся, следовательно, сама преисполненная всяческого чувства, и
есть та природа, которая составляет предмет религии, божественное существо.
Желание есть источник, есть самая суть религии, сущность богов есть не что
иное, как сущность желания. Боги - сверхчеловеческие и сверхприродные
существа. Боги - это те существа, от которых исходит благословение.
Благословение есть результат, есть плод, цель действия, от меня независимая,
но мною желаемая. Лютер говорит: "Благословлять - собственно, значит желать
чего-то хорошего". "Когда мы благословляем, мы только желаем добра; однако
не можем дать того, чего мы хотим; но божие благословение приумножает и
составляет силу". Это значит: люди - существа, которые желают; боги - такие
существа, которые исполняют желания. Так, столь часто употребляемое в
обычной жизни слово "бог" есть выражение желания. "Дай тебе бог детей"
означает: я желаю тебе детей. Только в последних словах это желание выражено
субъективно, не религиозно, по-пелагиански, а в первом случае - объективно,
следовательно, религиозно, по-августиновски. Но разве желания не
сверхчеловеческие и не сверхприродные существа? Разве я, например, остаюсь
еще человеком в своем желании, в своей фантазии, если я мечтаю стать
бессмертным существом, избавившимся от оков земного тела? Нет! У кого нет
желаний, у того нет и богов. Почему греки так подчеркивали бессмертие и
|
|