|
е исследование", или
"исследование последней части" и употребляется для противоположения термину,
применяемому к другой индийской философской системе, пурва миманса, или "первое
исследование". Некоторые думают, что термины "первое" и "последующее" относятся
ко времени основания школ, между тем как другие предполагают, что "первое"
относится к исследованию первой части Вед, занимающейся обрядами и церемониями,
а "последующее исследование" к последней части Вед, известных под названием
Упанишады. Последнее толкование оправдывается, кажется, самим именем, какое
народом упрочено за школой, так как "веданта" – значит "последняя из Вед".
Лучшие авторитеты считают основателем системы веданта некоего Бадараяну, хотя
другие сомневаются в этом и приписывают эту честь Вьясе, легендарному
индийскому мудрецу и учителю. Время основания школы неизвестно, но считают ее
древнее буддизма и относят ко времени основания системы санкхья, т.е. к 700 г.
до Р.X. Ее учения признают первую часть Вед, которая относится к правоверным
церемониалам, обрядам, богослужению и т. п., но не настаивают на ней. Внимание
веданты главным образом посвящено содержанию последней части Вед, известной под
названием Упанишады, которые озабочены вопросами "исследования Брахмана", или
Абсолюта, и проявлениями последнего в феноменальной вселенной.
Веданта, очевидно, появилась, или, – скорее, постепенно развилась в ответ на
требования философских умов Индии, желавших сгруппирования или научной
классификации той части общей философской системы, которая имела дело с Единым
и его отношением ко многим, предпочтительно перед церковными церемониалами,
обрядами и религиозными догматами, которые занимают такое видное место в первой
части Вед. С самого же начала новая система привлекла много лучших умов Индии и
продолжала расти и процветать в течение почти двух тысяч лет, привлекая к себе
мыслящие умы из среды индусов и отвлекая их от более правоверных систем,
покровительствуемых духовенством. А это потому, что веданта не противится
церемониям и церковным внешним формам, считая их весьма необходимыми для умов,
находящихся на определенной ступени развития; между тем как сама система
является гораздо более философией чистого разума, чем религиозной системой,
основанной на вере, или на откровении. И главным образом ее успех объясняется
широтой ее взглядов и кафоличностью (католичностью) духа ее доктрины.
Веданта открыла дружеский приют всем оттенкам мысли, учения и мнения,
предоставив каждому то, чего требовало его особенное умственное развитие. Ее
распространенность замечательна в сравнении с другими системами. Утверждая, что
существует только Одна Реальность и что все остальное иллюзия, она в состоянии
различать некоторую долю истины по всех доктринах и, тем не менее, признавать
все, за исключением Единого, не истиной. По словам Макса Мюллера, "философия
веданты оставляет каждому человеку широкий круг в личном его пользовании и
вместе с тем подчиняет его закону столь строгому и стеснительному, какой лишь
можно придумать для этой преходящей жизни; она дает ему божество для поклонения,
столь же могущественное и величественное, как и божества каждой иной религии.
У нее найдется место почти для всякой религии; нет, она их обнимает всех". Он
же говорит: "И другие философские системы существуют и имеют своих
последователей, но веданта имеет их больше всех других".
Хотя веданта процветала с самого своего начала, но она стала процветать еще
более около 800 г. после Рождества Христова, т.е. со времени упадка буддизма в
Индии. Буддизм изгнал из умов индийского народа много древних правоверных
догматов, однако его доктрина отрицания и идея о Ничто не удовлетворила
стремления народа, всегда тяготевшего к духовным идеалам. Возврат к старым
формам был невозможен, но и новая, черствая доктрина Гаутамы Будды не
удовлетворяла, хотя и подвергалась испытанию с лишком тысячу лет. Тогда, в
ответ на эту потребность духа, последователи веданты начали пропаганду,
вооружившись терпимостью при определенной широте взгляда, чем всегда отличались
индийские учителя, которые охотно допускали истину во взглядах своих оппонентов,
но в то же время настаивали на признании еще "большей истины" в своих
собственных взглядах. И вот в это время веданта, с ее широтой взглядов и
готовностью принять в свое лоно чужих, не требуя, чтоб они непременно
отказались от своих предвзятых и возлюбленных идей, – апеллировала к народу
Индии. В дополнение к Брахма-сутре, древнейшему произведению, входящему в
состав веданты, прибавился самый гениальный и блестящий комментарий, названный
"Шарирака бхашья"; написал его Шри Шанкарачарья, почитаемый ведантистами за
одного из величайших философов, каких когда-либо производил мир. Таким образом
он стал "вторым отцом" системы
|
|