Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Рамачарака - РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
ликого циклического периода деятельности, когда начнется 
великий период "космического покоя", за которым последует опять период 
деятельности, и так далее. При таком взгляде на учение, основной принцип 
индийской философии существование Того как Единой Реальности, – признается 
необходимым базисом всего учения и необходимой почвой для доктрин касательно 
феноменальной вселенной. И пуруша и пракрита представляются, таким образом, 
лишь первичными формами двух великих начал феноменальной деятельности, духом и 
телом, которые проявляются во всех феноменальных вещах, начиная с атома до 
человека и выше человека. И оба эти начала являются эманациями Того, или 
Брахмана, или вовлекаются им в видимое бытие в процессе мироздания. Вместо того 
чтобы быть "аспектами" Абсолюта, они являются просто проявлениями, или 
эманациями, или даже "мыслеформами" в уме Единого, как мы это изображали в 
нашей предыдущей серии чтений.* 
* См. соч. того же автора "Джняна-йога" – прим. пер. 

Итак, вы видите, что учения Капилы совпадают с общим планом великой индийской 
идеи и вовсе не являются ни исключением, ни разномыслием. В связи с этим мы 
обращаем ваше внимание на частое употребление слова "вечность" в некоторых 
индийских сочинениях. Во многих случаях термин употребляется в западном смысле, 
т.е. в смысле "длительности без начала и конца" – условия бесконечности и 
времени. Но так как истинный индийский философ приписывает такое свойство 
только Тому и отказывает в нем всему прочему, то ясно, что вне Того слово 
теряет для него свое значение и не может быть употребляемо. Встречая, однако, 
надобность прибегать к этому слову во второстепенном значении, его применяют к 
предметам, существование которых длится в течение целого периода космической 
деятельности, распространяющегося на огромное протяжение времени. Период этот 
заканчивается, когда все окончательно исчезает в Том и цикл деятельности 
прекращается; за ним следует цикл недеятельности, когда все проявления, 
эманации, феномены и идеи поглощаются Тем, который пребывает один, пока не 
начнется следующий период космической деятельности. Е. П. Блаватская говорит в 
примечании к своему "Голосу Безмолвия": "Вечность у восточных народов имеет 
совершенно другое значение, чем у нас. Она приравнивается, обыкновенно, к сотне 
веков Брамы, соответствующей периоду в 311 040 000 000 000 лет, называемому 
"махакальпа". Таким образом, видите, что отношение к пуруше и пракрита как к 
"вечным" не противоречит идее об их природе и их недолговечности по сравнению с 
Тем. И это третье воззрение на внутренние учения системы санкхья согласуется и 
с нашим их пониманием, почему не видим никакого основания относиться с 
неодобрением к образу мыслей школ санкхья. Всякое иное понимание оказалось бы в 
противоречии с общим направлением индийской мысли и не согласовалось бы с 
разумными убеждениями тех, кто знаком с образом мыслей современников Капилы и с 
методами индийской философии вообще. Теперь познакомимся с подробностями учения,
 касающегося пуруши и пракрита. 

Согласно Капиле, пурушу не следует представлять себе в качестве одного великого 
всемирного духа, или мирового духовного начала, т.е. в смысле неделимого 
единства, но скорее в смысле бесчисленного множества индивидуальных духов, или 
духовных атомов, тяготеющих друг к другу, в силу взаимного притяжения и 
сродства, какие возникают, благодаря общности их природы, – атомов, тем не 
менее свободных, независимых и индивидуальных. Капила показывает, что если бы 
пуруша был только один, разделенный на бесчисленные крошечные части, то 
последние были бы совершенно одинаковы по своей природе, равны между собою во 
всех отношениях и не проявляли бы никакого разнообразия; между тем как природа 
свидетельствует о постоянном и бесконечном разнообразии. В философии Капилы нет 
никакого мирового пуруши, никакого Ишвары, никакого Личного Бога. По выражению 
одного писателя: "Капила не находит никакой надобности в личном Боге; его идее 
многих пуруш почиталась достаточной для объяснения одухотворения материи в силу 
закона природы". 

Капила утверждает, что пуруша есть чистый дух, или субстанциональный, 
трансцендентальный интеллект (независимый от манаса или ума), но что он выше 
всяких атрибутов и качеств (не обладает никакими) и при своих естественных 
условиях не испытывает ни радостей, ни страданий, никаких эмоций и ощущений, 
какие испытывает душа в силу своего воплощения в пракрита, которая развивает ум,
 органы чувств и т. п. Пока дух свободен и не запутался в пракрита, он 
пребывает в состоянии блаженства, мира и покоя, углубленный в абсолютную 
медитацию, которая заключается в "ничего не знании". Когда же душа вовлекается 
в материальное существование путем соединения с пракрита, она своим духовным 
светом озаряет физический организм и умственные способности и становится 
способной вступить в бытие опыта, или, иначе говоря, начать личную жизнь в 
физическом мире. Она действует на пракрити как магнит на куски стали, 
намагничивая их и сообщая им силу, которой раньше они не обладали и которой не 
могли обладать, не находясь в ее "поле влияния". Но сама она не обладает 
никаким собственным, действительным хотением, или волей, и потому не способна 
проявлять себя иначе, как посредством разных форм и фаз пракрити. Вовлечение 
пуруши в вещество пракрити производит то, что мы называем душою, т.е. это тот 
же пуруша, поставленный в определенные условия для проявления ума, снабженный 
орудиями и организованный. Душа подчиняется законам "сансары" (санскритское 
слово, подразумевающее цикл существования), со свойственной ей цепью 
соотношений между причиной и следствием, с кармическими результатами и с 
повторными рождениями. Сансара приносит душе страдания, почему ус
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-