|
НаХа в ешивах было революцией рава Кука. До этого, до рава Кука, ТаНаХ в
ешивах практически не изучали.
Таким образом, эти две группы совершенно явно демонстрировали этим свою разную
точку привязки к еврейской традиции. Ведь совершенно понятно, что ТаНаХ – это
"Торат-hа-клаль", а Талмуд – это "Торат-hа-прат". Не хочу ничего плохого
сказать о Талмуде, отнюдь. Талмуд – это "Торат-hа-прат", и такова она и есть.
Никто не говорит, что это плохо. Никто не говорит, что это не нужно, никто не
говорит, что это неважно, но это определенная часть, а ТаНаХ – это другая часть.
Поэтому у первых сионистов, которые были возрождением "клаль", естественно,
точка привязки к традиции была там, где "Торат-hа-клаль", т.е. ТаНаХ, а у
"харедимной" группы, которая сохраняет именно галутную форму иудаизма, у
которой "Торат-hа-прат" центральная, главное – это Талмуд.
8. КОНЦЕПЦИЯ BИЛЕНСКОГО ГАОНА
Теперь, наконец, пора добраться до Bиленского Гаона. Концепция рава Кука, как
мы уже говорили неоднократно, по разным причинам опирается в большой степени на
Bиленского Гаона. Как известно, рав Кук учился в Воложинской ешиве, которая
была основана учениками Гаона, и рав Кук соединяет в себе, с одной стороны,
хасидскую линию, а с другой линию именно Bиленского Гаона. Так вот, есть очень
известное высказывание Bиленского Гаона, книга "Коль-а-то", это сборник разных
учений Bиленского Гаона, записанный его учениками, который содержит следующую
идею. Он говорит так. Когда еврейский народ в древности был изгнан из
Эрец-Исраэль, в это время народ умер. После чего труп лежал в могиле. И время,
когда труп лежал в могиле, – это эпоха создания Вавилонского Талмуда. Потом
труп, лежащий в могиле, стал разлагаться на части, и эта эпоха средневековья,
Aшкеназ, Сфарад и другие части. В наше время, – говорит Гаон в 18 в., – труп
уже почти совсем разложился.
A точно так же, как зерно, брошенное в почву, сначала разлагается и кажется,
что оно просто уничтожается, и это конец, а на самом деле оно прорастает, и
необходимой частью прорастания является как будто бы его гниение; зерно
прорастающее – это как бы ненормальное уже зерно, оно как бы уже сгнивает, но
на самом деле оно не сгнивает, прорастает. И поэтому, когда оно как бы
совершенно сгнивает, из него вырастает новый росток.
Поэтому в наше время, – говорит Bиленский Гаон, – когда труп уже совсем
разложился, – это как зерно, брошенное в почву, поэтому должен прорасти новый
росток еврейского народа. В этом смысле сионизм, конечно, – это воскрешение из
мертвых. Типичное "тхият-амити". Гаон, как всем понятно, жил в Bильне, в Литве,
в 18 в. Иными словами, в этом высказывании Bиленского Гаона, вся еврейская
жизнь средневековья, и Вавилонский Талмуд, и все эти великие мудрецы и философы,
и все прочее – это жизнь при смерти, жизнь после смерти, жизнь загробная. Я не
сказал "жизнь трупа", это "загробная жизнь". Ведь народ умер, а что такое
смерть? Cмерть – это смерть тела, душа остается жить, тело умирает. Ведь если
мы верим, что душа после смерти живет, то жизнь – это не жизнь души, это
неверно, наоборот, жизнь души без тела – это смерть. А жизнь – это жизнь души.
Иными словами, у него все сводится к тому, что настоящая жизнь – это жизнь души
вместе с телом. А отделение души от тела и называется в нашем языке "смерть".
Душа продолжает существовать в загробном мире. Она там продолжает воспринимать,
наслаждаться, творить, может быть даже, она теряет возможность действовать.
Ведь главное, чем отличается человек живой от человека неживого, – тем, что
человек может действовать. И чем он больше может действовать, тем он более жив.
Может быть, действие – не обязательно физическое, действие может быть и
духовное тоже, но это действие, а не просто восприятие, и поэтому живое
определяется, в частности, тем, что оно действует. Еврейский народ в галуте не
действовал, он только реагировал.
Эта вещь совершенно шокирует, если подумать, мы привыкли к совершенно другой
оценке. Да, но это действительно совершенно иной взгляд на мир. В этой связи
стоит вспомнить, что в структуре миров в Каббале нижний мир называется мир
"Aсия", т.е. мир действия, а верхние миры это не мир "Aсия", т.е. не действие.
Душа в высших мирах не может действовать. Именно этого она и лишена. Смерть –
это есть лишение действия.
Так вот, вернемся к анализу этого шокирующего высказывания Bиленского Гаона.
"Шокирующее" – даже неправильный термин, лучше сказать – к совершенно
феноменальному высказванию Bиленского Гаона. Итак, рассмотрим такой простой
пример. Если мы вас спросим: есть ли еврейская жизнь в городе X? X – это может
быть Москва, или Hью-Йорк, или Австралия, Мельбурн. Для того чтобы ответить на
этот вопрос, вы будете оценивать, есть ли в этом городе еврейские школы,
синагоги, культурные центры, библиотека, театр и т.д. и т.п. вы однозначно
отождествите понятие "еврейская жизнь" с понятием "еврейская культура". Но если
я вас попрошу рассказать мне про жизнь французского или любого другого народа,
то его жизнь никоим образом не будет сведена к его культуре. Культура будет
только частью этой жизни. А частью жизни, например, будет государство, которое
было создано, история войн, история власти, история внутреннего соотношения.
Таким образом, важнейшее место в истории люб
|
|