|
аду в будущем мире", потому что текст явно говорит об
этом мире, но это его внук, который уже "калибром" поменьше, может сказать: "Ну
ладно, награда, так награду объявим в будущем мире". А сам Элиша Бен-Абуя так
объяснить не в состоянии именно из-за своего величия.
Но если из-за своего величия он не может объяснить это будущим миром, то почему
тогда он не может объяснить народом? Казалось бы, это естественное объяснение,
он ведь хочет истолковать про личность, и у него поэтому не получается про этот
мир. Почему же Элиша Бен-Абуя не может сказать, что долголетие за почитание
родителей и за отгон птицы – это долголетие всего народа, а не индивидуума? Вот
в этом мы и сталкиваемся с тем, что мир мудрецов Талмуда отличается от мира
ТаНаХа. Мир ТаНаХа – это мир народа в целом, мир Талмуда – это мир личности.
2. КОНЦЕПЦИЯ РАВА КУКА "TИКУН-hА-КЛАЛЬ И ТИКУН-hА-ПРАТ"
Концепция рава Кука состоит в следующем. В иудаизме существуют два уровня. Один
уровень называется "клаль", а другой уровень – "прат". "Kлаль" – это уровень
еврейства как народа в целом, где каждый человек является клеточкой организма.
"Прат" – это уровень каждого индивидуума отдельно, когда каждый индивидуум
является личностью, как бы напрямую общается в Богом. На уровне "клаль" общение
с Богом происходит с еврейским народом в целом. На уровне "прат" с каждым
отдельным индивидуумом. На уровне "клаль" еврейский народ выполняет
общенациональные заповеди, на уровне "прат" каждый человек выполняет
индивидуальные заповеди.
На уровне ТаНаХа у еврейского народа был весьма хорошо развит "клаль", но плохо
развит "прат". Т.е. на уровне общенациональном народ был весьма продвинутым, а
на уровне индивидуальном люди не были достаточно продвинутыми. И поэтому мир
ТаНаХа – это мир, когда "клаль", когда лучше, когда хуже, своими взлетами и
своими падениями, но все-таки успешно развивается, а вот "прат" развивается
неправильно. И поэтому Всевышний хотел сделать у еврейского народа
"тикун-hа-прат". Т.е. сделать индивидуальное исправление, и для того чтобы
можно было это сделать, уровень "клаль" был на время отнят у еврейского народа.
Это уменьшение уровня "клаль", т.е. его как бы постепенное деструктирование. Он
уничтожался постепенно, уходил на второй план во все время Второго Храма. Т.е.
к концу Второго Храма еврейский народ пришел чисто на уровне "прат". В нижней
точке, когда уровень "клаль" уже практически уничтожился, и только уровень
"прат" как бы еще хорошо действовал, – в этой нижней точке от иудаизма
отделяется христианство, которое несет только уровень "прат" иудаизма, но
совершенно не несет уровень "клаль". Т.е. христианство в нижней точке падения
выделяется и передает другим народам как бы некий кусочек иудаизма. Поскольку
другие народы в целом не в состоянии воспринять весь иудаизм, всю Тору, то им
дается некоторая часть в виде уровня "прат". После чего, все народы идут
переваривать тот кусок, который они приняли через христианство, а евреи за это
время, лишенные совсем уже уровня "клаль", занимаются в галуте исправлением
уровня "прат".
Когда же за время галута они исправляют уровень "прат", а другие народы за это
время как бы "пережевывают" тот кусок, который они получили через христианство,
тогда у еврейского народа происходит возрождение уровня "клаль": после того как
уровень "прат" уже исправлен, возрождается уровень "клаль", для того чтобы
можно было теперь уже строить уровень "клаль" с исправленным уровнем "прат". И
это то, что происходит сегодня, это всемирно-историческая концепция рава Кука.
3. ВКЛАД ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ
Поставим точку и зададим вам несколько контрольных вопросов. Например, такой
простой контрольный вопрос. Я уже спрашивал кого-то из вас на эту тему. Как
вычислить у нас еврейский народ. Вы уже люди подготовленные и должны правильно
ответить. Еврейский народ в свое время жил примерно 1500 лет в Эрец-Исраэль в
древности, примерно с 13 в. до н.э. по 2 в. н.э. А после этого 1700 лет жил в
галуте. На том и на другом этапе есть некоторый вклад еврейства в мировую
культуру, в мировую цивилизацию. Спрашивается: на каком уровне еврейский народ
вносит больший вклад в мировую цивилизацию – когда еврейский народ в период
Эрец-Исраэль или в период галута? Я имею в виду весь, суммарный еврейский вклад.
У нас обычно, если аудитория совсем неподготовленная, 90% голосует за то, что
в галуте. Чем более подготовленная аудитория, тем больший процент говорит, что
в Эрец-Исраэль.
Вклад Эрец-Исраэль – это ТаНаХ. Никакое другое еврейское произведение не может
на 1% сравниться с влиянием ТаНаХа на мировую цивилизацию. Вы просто не
осознали вопроса. Ведь у нас влияние ТаНаХа на все области жизни превышает во
много раз всех Эйнштейнов, Маймонидов и других. ТаНаХ у нас еврейское
производство Эрец-Исраэль, а не галута. Никакая наука, никакой Эйнштейн даже
близко, на тысячную долю не сравнится с влиянием ТаНаХа. Эйнштейн нам кажется
большим только потому, что он близко от нас. А через 800 лет он будет по
размерам, как все. Но в физике, честное слово, оно создано не евреями в большой
степени. Ньютон, например, не был евреем, а его вклад не меньше.
Конечно, много еврейских физиков, химиков и других ученых, но невозможно
сравнить по масштабам вклад в культуру мировую ТаНаХа и вклад всего остального.
С ТаНаХом может соперничать только греко-римская цивилизация в целом. Только
целик
|
|