|
продвижение в этом познании Бога. Развитие культуры
требует от нас совершенствования уровня религии, тем самым способствуя
совершенствованию познания Бога, а это и есть мицва.
7. СРАВНЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВА/РАЗВИТИЯ В БОЖЕСТВЕННОСТИ У МАЙМОНИДА И У
Р.КУКА
7.1. Бог как развивающееся абсолютное совершенство ("шлимут" и "ишталмут").
Отвечая на вопрос лекции "Что такое Бог?", я не могу обойтись без классического
примера на понимание Божественности. Рамбам, Маймонид, как и вообще вся
средневековая философия, рассуждает о Боге следующим образом. (B основном это
позиция рационализма. Мистика не так рассуждала, даже средневековая мистика не
так рассуждала. Но рационализм рассуждал именно так.) Он говорит: "B Боге не
может быть никакого изменения". Почему? Это Божественное, это абсолютно, это
абсолютное совершенство. Раз Бог – это абсолютное совершенство, то если бы в
нем было какое-нибудь изменение, это значит, что на прежней стадии имелось
какое-то несовершенство, которое улучшилось с помощью этого изменения и
улучшения. Следовательно, никакого изменения и улучшения в Боге быть не может.
Это классическое рационалистическое средневековое рассуждение: в Боге не может
быть никакого прогресса, развития и никакого продвижения, потому что Бог это
абсолютно, а в абсолютном не может быть развития, потому что если бы в нем было
развитие, на него бы смотреть не стали, в нем есть несовершенство. Понятна
логика? Рав Кук, обсуждая эту проблему, говорит следующее: "Бог – это
абсолютное совершенство, но если что-то не развивается, то отсутствие развития
– это несовершенство, поэтому в Боге не может отсутствовать развитие. Иными
словами, в Божественности не может не быть развития, эволюции, продвижения и
прогресса. Потому что само отсутствие прогресса, отсутствие продвижения,
стагнация – это само по себе несовершенство, а в Боге, как в абсолютном
совершенстве, не может быть никакого несовершенства. Это, безусловно,
необычайно эффектно. Поэтому, говорит рав Кук, в Боге, в Божественности, есть
"шлимут", т.е. абсолютное совершенство, но есть и "ишталмут", т.е.
усовершенствование, если так можно перевести. Т.е. если в нем нет
усовершенствования, то это не абсолютное совершенство. Но если оно даже
абсолютное совершенство сначала, то в нем не может отсутствовать
усовершенствование.
7.2. Понимание совершенства Божественности как проекция внутреннего понятия
человека. Интуитивное познание Бога. Что мы наблюдаем в этом примере? Мы можем
спросить: как же соседствует абсолютное, достигнутое совершенство ("шлимут") с
абсолютным постоянным усовершенствованием ("ишталмут")? Рав Кук говорит: очень
просто, эта вещь логически противоречива, а кто вам сказал, что вы можете
познать Бога без логического противоречия? Это правильно. Это точка. Где
логика? Она двузначная – и значит – не работает. А кто вам сказал, что она
должна везде работать? Иными словами, рав Кук не просто дает другую схему, он
подвергает критике саму логику, в рамках которой Маймонид или любая другая
рационалистическая философия пыталась рассуждать о Боге.
Он ее не уничтожает, эту логику, логика остается. Он говорит: "Да, в
совершенстве абсолютном не может не быть развития". Логика остается, но есть
точка сингулярности логики. Сингулярность – это точка, где законы природы
ломаются. Именно в данной точке они не действуют. В окрестности действуют, а в
данной точке не действуют. Так вот, можно ли придумать такую хитроумную
логическую схему, чтобы этой сингулярности избежать? Можно. Вот отдельный
вопрос, нужно ли придумывать схему, чтобы избежать, или, наоборот, ее еще нужно
искать? Это вопрос слишком большой, я от него уйду. Но важно здесь следующее.
Эта фраза рава Кука, этот подход совершенно феноменален, если задуматься, на
самом деле. Но что мы здесь, наблюдаем со стороны? Мы видим, что каждый из них
(и Маймонид, и рав Кук) понимает совершенство в виде проекции своего
внутреннего понятия совершенства на Бога. Конечно, для средневекового человека
совершенство в постоянстве. Для человека нашего века совершенство в развитии.
Каждый их нас, постулируя фразу о том, что Бог – это абсолютное совершенство,
это абсолютное совершенство понимает, исходя их своего интуитивного
представления о том, что такое совершенство. И поэтому он его как бы проецирует
на Божественность, иными словами, познает Бога из самого себя, только он сам
изменяется. Поэтому познание Бога изменяется согласно тому, что мы сами
меняемся.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
Лекция 4
КАББАЛА
Печатается с магнитозаписи.
Приносим извинения за возможные ошибки и опечатки
1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАББАЛЫ
1.1. Испанская Каббала. На первом этапе развития Каббалы, т.е. в испанской
Каббале с 1200 по 1500 гг., уже имеется вся система Сфирот. Сфирот – это
описание структуры Божественности, т.е. теософия. Каббала включает в себя два
основных религиозно-философский представления: теософию и теургию. Теософия
(греч. thеоs – Бог и sорhiа – мудрость) это описание структуры Божественности,
которое осуществляется при помощи "языка Сфирот". Поскольку Божественность
редуплицируется рационалистическим взглядом на всех уровнях, то этот "язык
Сфирот" подходит для описания любой цельной души. Что значит "любой цельной
души"? T. е. душа человека, душа еврейского народа, в принципе каждая цельная
душа может быть описана той же самой системой Сфирот.
1.2. Лурианская Каббала. Второй этап развития Каббалы, т.н. Лурианская Каббала,
относится к середине XVI в. (г. Цфат) и связан с именем Аризаля.
Аризаль – он же
|
|