|
Диармайду пришлось убить великана. Вместе с Грайне он взобрался на дерево, и
они стали есть плоды, растущие у самой вершины, и те плоды, что они ели
прежде, показались им горькими. Когда они спали среди ветвей этого дерева на
ложе великана, их опять окружили воины Финна. Однако влюбленным снова удалось
бежать, Грайне — благодаря чудесному вмешательству Энгуса, а Диармайду —
при помощи все того же героического прыжка.
6. После длительных переговоров Энгус помирил Финна с Диармайдом. Диармайд
и Грайне получили земли в Коннахте, и там родились у них четыре сына и дочь.
7. «В последний день года» Диармайд отправляется вместе с Финном и другими
воинами охотиться на дикого кабана Бен Гулбана (на самом деле кабан этот был
названым братом Диармайда, от которого тому и суждено было погибнуть).
Диармайд убивает кабана, но и сам оказывается ранен одной из ядовитых его
щетинок. Только вода из ладони самого Финна может спасти его. Исполненный
жалости к умирающему, Финн спешит к источнику и зачерпывает воду, но тут он
вспоминает о Грайне, и вода вытекает из его ладони. Он вновь идет к источнику,
и вновь повторяется то же самое, движимый жалостью к Диармайду, он
зачерпывает воду, но, исполнившись ненависти и ревности, выплескивает ее на
землю. Когда он возвращается к Диармайду, то застает его уже мертвым.
Появляется Энгус и уносит тело Диармайда в Бругна Бойне.
8. Финал повести варьируется. Согласно одним версиям, Финн и Грайне
окончательно примиряются, согласно другим — Грайне до конца своих дней
оплакивает Диармайда.
Наиболее древние версии «Тристана и Эсиллт» сохранились не в кельтских
источниках, а в средневековых немецких и французских романах. Однако сходство
между ними и ирландскими повестями настолько велико, что ученые давно пришли к
выводу, что «Тристан и Эсиллт» восходит к ирландским образцам. Относительно
недавно проф. Дж. Карни выдвинул гипотезу о существовании некоего
«первоначального Тристана», который послужил сюжетнымисточником для
«Преследования Диармайда и Грайне» и даже для «Изгнания сыновей Уснеха».
Однако мы не ставим себе цели определить, какой именно сюжет возник раньше —
«первоначальный Тристан», «первоначальный Диармайд» или «первоначальное
Изгнание». Нам важнее сюжет как таковой.
В аномальной валлийской версии «Тристана», зафиксированной в рукописи XVI в.,
отчетливо просматривается сезонный символизм. Тристан бежит вместе с Эсиллт,
женой Марка ап Мейрхиона, в Келидонский лес. Пажа Тристана зовут Бах Бикан
(«малый маленький»), служанку Эсиллт — Голуг Хавдид («облик летнего дня»).
Они берут с собой лепешки и вино, и слуги устраивают для них ложе из листьев.
Марк жалуется королю Артуру, который вместе с ним пускается на поиски обидчика.
Отправившись на битву с Марком, Тристан невредимым проходит через три войска,
и некто Кай Хир приносит эту добрую весть Эсиллт, которая обещает ему в жены
любимую им Голуг, если только новость эта окажется правдивой. Марк вновь
жалуется королю Артуру, и тот советует ему, во-первых, послать к Тристану
певцов и музыкантов, чтобы смягчить его, во-вторых, спеть ему хвалебные песни,
а затем отрядить к нему миротворца Гуалхмея (Гуалхмей — «майский ястреб»).
В итоге Тристан приходит к Артуру и обещает ему повиновение. Артур предлагает
соперникам компромисс: обладатьЭсиллт по очереди, один из них будет с нею,
когда деревья стоят в зеленой листве, другой — когда ветви их будут голы.
Выбор Артур предоставляет Марку. Марк выбирает безлистную половину года,
потому что «в ту пору, когда на ветвях деревьев нет листьев, тогда и ночи
длиннее». В ответ на это Эсиллт, исполнившись радости, поет песнь о том,
что падуб, тис и плющ никогда не роняют своих листьев. Таким образом, Марк
теряет Эсиллт навсегда.
Итак, Марк, муж, отождествляет себя с безлистной зимой, тогда как Тристан,
любовник, — с летней листвой и свободою леса. И существует множество
свидетельств тому, что такая трактовка темы далеко не исключение. «Житие св.
Гильдаса» (XII в. ) повествует о том, как жена короля Артура, Гвенхуивар,
была похищена и заключена в неприступную крепость Гластонбери («стеклянный
остров») неким Мелуасом, королем Летнего края (Сомерсета). Целый год Артур
искал ее и наконец нашел; он уже готов былвступить с Мелуасом в бой, но св.
Гильдас убедил последнего добровольно вернуть королеву ее мужу. В одной
средневековой валлийской любовной поэме поэт жалуется, что, хотя ночи долги и
холодны, его возлюбленная отказывается разделить их с ним, и добавляет: «Увы!
Горько я вздыхаю, что не вправе я обратиться к хитрости Мелуаса, похитчика,
который волшебством и заклинаниями унес женщину в дальнюю даль; этот обманщик
шел лесами средь ветвистых стен верхушек деревьев, и мне нынче хотелось бы
вскарабкаться так же высоко, как сумел он». В другой поэме упоминается «сон
Мелуаса под зеленым плащом». Та же версия традиции, что запечатлена в «Житии
св. Гильдаса», упомянута и в «Рыцаре телеги» Кретьена де Труа, где некий
Мелеагант, властитель земель, откуда нет возврата, выигрывает королеву в
майских состязаниях в лесу по случаю праздника Вознесения. Ровно через год
происходит решающая схватка — в лощине, где травы зелены круглый год. В
книге Томаса Мэлори «Смерть Артура» наряженные в зеленые одежды и украшенные
травами, мхом и цветами королева и ее спутники гуляют по лесу и полям, когда
на них нападает Мелегант во главе отряда из ста шестидесяти мужей и похищает
королеву.
В этой повести связь похищения с маем и с Майским праздником весьма
знаменательна, равно как и ежегодная Майская «битва», посвященная похищению
Крейдилад дочери Ллюда. Лларейнта Крейдилад была просватана за Гвитира сына
Грейдаула (Грейдаул — «пылающий»), но прежде чем он успел возлечь с ней,
явился Гвин ап Нуд (в которого Бог вселил дух демонов Аннувна) и похитил ее.
|
|