|
героизме неофита. Иногда в конце церемонии сами неофиты, надев страшные маски,
появляются в деревне, наводя ужас на неинициированное население. Вспомним в
этой связи странный пассаж из повести о посещении Финном страны великанов: «И
тут положил Финн свой палец на зуб мудрости и тотчас понял, что перед ним не
великаны, а самые обыкновенные зачарованные люди и что он может убить их,
если захочет». Но то, что реальность мифа лежит скорее в сфере драматургии,
чем в обыденном мире, не следует квалифицировать как «разрушение иллюзии» в
современном смысле. Неофитит освобождается от детских страхов, но вместе с тем,
его статус повышается. Как посвященный в тайну, он теперь может отождествить
себя со сверхъестественными существами и персонифицировать их в ритуалах.
Функция инициации как способа приобщить юношу к миру взрослых давно и хорошо
известна. Однако не менее важно при этом ритуальное нарушение табу,
позволительность «излишеств», преступающих нормы обыденной жизни. Так,
например, неофит культа Каннибала из племени квакиутл ест человеческое мясо —
поступок «антигуманный», который внушает ужас непосвященным, но посредством
которого неофит вступает в сферу божественного, где не действуют обыденные
представления одобре и зле. В тантрических ритуалах буддизма неофит
причащается «к пяти запретным вещам» — вину, мясу, рыбе, жареному зерну и
сексуальным отношениям, — но, совершая все эти «запретные» действия, он
поднимается на более высокую ступень, которая выше закона. Если смотреть на
доблесть и нарушения табу с точки зрения самого героя, то он персонифицирует
не только неофита, но и глубинную суть инициации. Он — победа, воплощение
духа, не ведающего границ.
Глава 13. Сватовства
Вспомним теперь, что опасные приключения Кухулина в стране Скатах были
спровоцированы отцом его невесты Эмер — Форгаллом Монахом, враждебно
настроенным к жениху дочери. Форгалл был племянником Тетры, короля фоморов,
а крепость его в Бреге носила название Луглохта Лога, Сады Луга. Прежде чем
Кухулин отправился свататься к Эмер, король Конхобар послал девять мужей во
все области Ирландии — нет ли в каком-либо замке или селении дочери короля
или иного владетельного липа, к которой Кухулин захотел бы посвататься, —
но поиски были тщетными. Хотя крепость Форгалла также находилась на территории
Ирландии, путь туда представляется символическим странствием в таинственный
мир. Во время знаменитого разговора с Эмер, состоящего из загадок, Кухулин
говорит, что провел ночь «в доме человека, пасущего стада на равнине Тетры»,
и что он проехал «между двух лесистых гор» и далее «от покрова моря по великой
тайне Племен богини Дану и по пене двух коней Эмайн, через сад Морриган, по
хребту великой свиньи, по долине великой лани, между богом и пророком, по
спинному мозгу жены Федельма, между кабаном и кабанихой, по берегу коней Деа,
между королем Анада и его слугой, до Монкуйле, что у четырех углов света,
по великому преступлению и остаткам великого пира, между большим и малым
котлом до садов Луга и, наконец, до дочерей племянника Тетры, короля
фоморов». Таким образом, поездка героя-жениха из Ульстера в Брегу становится
ритуальным путешествием в Иной мир.
Вернувшись от Скатах, Кухулин вновь в своей колеснице, оснащенной острыми
косами, едет к крепости Форгалла, героическим прыжком перепрыгивает сразу
через три стены и наносит три героических удара, так что от каждого удара пало
по восемь воинов из девяти, причем «по одному из каждой девятки уцелело:
именно Скибур, Ибур и Кат, три брата Эмер». Форгалл пытался, спасаясь от
Кухулина, перескочить через замковый вал, но упал и разбился насмерть,
«Кухулин же увлек с собой Эмер и ее молочную сестру со множеством золотых и
серебряных украшений». На пути в Ульстер их продолжали преследовать люди
Форгалла, и Кухулин поневоле неоднократно останавливался в разного рода
исторических местах и вступал с ними в сражение. Однако эти стычки отнюдь не
случайность. Во время разговора с Эмер Кухулин увидел грудь девушки,
выступающую под вырезом ее рубашки, и сказал: «Прекрасна эта равнина, равнина
для благородной игры». Она же ответила: «Нет доступа к этой равнине тому, кто
не совершит подвига убийства трижды девяти мужей одним ударом, и притом так,
чтобы оставить в живых по одному мужу в каждой девятке, тому, кто не прыгнет
геройским прыжком лосося, неся с собою двух женщин с украшениями из золота и
серебра». Таким образом, Кухулин и его противники предстают как исполнители
определенных ролей в пьесе, сюжет которой известен заранее.
Но прежде чем обратиться к анализу сложных испытаний, которые должен пройти
славнейший ирландский герой, чтобы жениться на избранной им девушке,
остановимся вкратце на двух других повестях подобного типа, которые будут нам
подспорьем в обсуждении основных особенностей женитьбы героя. Первая повесть
— тоже ирландская, и описанное в ней путешествие героя напоминает путешествие
Кухулина в страну Скатах. Вторая принадлежит уже к валлийской традиции и по
праву может быть названа самой выдающейся из валлийских повестей о сватовстве,
что — усложненный вариант широко распространенной истории, где исполнение
целого ряда трудных задач является условием женитьбы.
Итак, однажды Арт сын Конна сидел в Таре и играл в фидхелл со своей мачехой
Бекумой, женщиной из Обетованной страны, а люди из сида стали красть фигуры
Арта, и он проиграл. Тогда Бекума наложила на него зарок отправиться в путь и
разыскать Лельбхаем («прекрасный облик») дочь Моргана, которая живет на
острове посреди моря. Арт садится в лодку и плывет от острова к острову, пока
не попадает, наконец, на некий чудесный остров. На острове этом, изобильном
яблоневыми деревьями, и красивыми птицами, и пчелами, жили прекрасные
женщины. В доме у них под крышей из птичьих перьев были хрустальные покои и
чудесные котлы, в которых никогда не иссякала еда. Одна из этих женщин звалась
|
|