|
знаменитого «прыгуна», безумного Суибне Гелта, который, уйдя в леса,
отрастил оперение и мог прыгать с дерева на дерево, с вершины одного холма на
вершину другого (ирландский Суибне может быть назван собратом валлийского
Мирддина Дикого). Однако в качестве параллели пересказанному здесь ирландскому
преданию можно привлечь не только традиционный валлийский материал, но и спор
между Вишну, одним из трех верховных божеств индуизма, и демоном Бали сыном
Вирочаны. Вот интерпретация этого сюжета, представленная в «Рамаяне».
Бали победил Индру, Владыку богов, и наслаждался властью над тремя мирами.
Когда Бали совершал жертвоприношение, Индра и другие боги, дрожа от страха,
обратились к великому аскету Вишну, предававшемуся умерщвлению плоти и высшему
созерцанию в «Обители Совершенного». «Бали сын Вирочаны, — сказали они, —
приносит жертву. Помоги же нам, о Вишну, и на благо всем богам обратись к
призрачному образу. Прими облик карлика и с его помощью верни нам наше высшее
благополучие». После этого призыва Вишну, приняв облик карлика, приблизился к
сыну Вирочаны и спросил у того в дар столько пространства, сколько сможет он
отмерить тремя своими шагами. Получив на это согласие, Вишну принял облик
гиганта и первым шагом покрыл все небо, вторым — землю, а третий шаг сделал
намеренно коротким и оставил Бали во владение подземный мир, власть над всеми
тремя мирами он затем передал Индре.
То затруднительное положение, в которое попадают индийские боги и которое
имеет безусловную параллель с положением Туата перед Второй битвой при Маг
Туиред, не находит соответствия в предании о Молинге. В остальном же в
ирландской и индийской повестях наблюдается почти полный параллелизм.
МОЛИНГВИШНУ1. Будущий священник, аскет1. Отшельник, аскет, усмиряет плоть,
предается созерцанию в уединении2. Собирает подаяние для церкви2. Ситуация та
же, что «возникает, когда человек приносит предварительные жертвы»3. Вооружен
ясеневым посохом. Это дерево традиционно используется для отпугивания демонов3.
Вооружен молнией — традиционным оружием уничтожения духовных врагов4. Спорит с
духом зла4. Спорит с царем демонов5. Просит три прыжкка и получает согласие5.
Просит три шага и получает согласие6. Совершает три чудесных прыжка6. Совершает
три чудесных шага7. За эти прыжки получает имя Молинг7. За эти шаги получает
прозвище Трижды ШагнувшийВ «Житии св. Молинга» этот эпизод можно поставить в
один ряд с многочисленными историями, подтверждающими превосходство святости
над злом, и, собственно говоря, об этом же говорится в повести о Вишну, по
крайней мере, в той ее интерпретации, которая дана в «Рамаяне». Однако Aм
Хокар показал, что этот сюжет уходит своими корнями в более глубокую древность.
Вот некоторые доказательства, которые он приводит. В тексте
Шатапатха-брахманы, много более древнем, чем «Рамаяна», этот же сюжет
принимает несколько иную форму. Боги (дэва) и демоны (асуры, или антибоги),
происходящие от Праджапати, соперничали друг с другом. В результате боги были
побеждены, и демоны решили поделить мир между собой. Тогда боги, неся Вишну
как жертву впереди себя, приблизились к демонам и попросили у них свою долю.
Те с неохотой обещали им столько, «сколько этот Вишну сможет покрыть своим
телом». И хотя Вишну предстал в тот момент в облике карлика, боги не
почувствовали обиды. «Нам обещано столько, сколько сможет покрыть наша жертва»,
— сказали они. «Они положили Вишну на землю и, окружив его символами
поэтических размеров зажгли огонь к востоку от него и начали петь гимны и
поститься. Благодаря этому им удалось захватить весь мир. С тех пор именем веди
называют алтарь в храме, и слова "велик, как алтарь" означают "велик, как
мир", ибо с помощью алтаря боги вернули себе весь мир. Желающий овладеть миром
побеждает, лишая соперника его доли в жертве».
Во время обряда предварительного жертвоприношения жертвующий выносит жаровню со
священным огнем — этот огонь и есть Вишну. Затем он «шагает шагами Вишну»,
при этом жертвующий становится жертвой и обладает мирами. Эта история, как и
сам ритуал, столь же древняя, что и текст «Ригведы». «О Индра-Вишну
(жертвующий-жертва), (вот) это удивительно у вас в опьянении сомойвы (всегда)
шагали далеко (вперед). Вы сделали воздушное пространство шире, вы
распространили просторы, чтобы (мы) жили. < > Друг Вишну, шагай широко. Все
небо — поле для твоих молний. Дай нам убить Вритру, дай нам открыть воды. < >
Высочайший шаг Вишну жертвователя вечно зри как око в небесах. Поэтов веселье
бодрое вызывает то, что есть высочайший шаг Вишну».
Если наш рассказ о св. Молинге, при всей его простоте, соотносим с этими
древнеиндийскими мифами, то нет сомнения в прямой связи с ними повести о
священном огне, который зажигает св. Давид у Рлин Розин, и о тех ритуальных
уловках, которыми его магический противник напрасно пытается ему противостоять.
С этим же соотносим и рассказ о конфликте между св. Патриком и друидами Тары,
в ходе которого святому удается превзойти друидов он первым зажигает священный
огонь и побеждает их в магических состязаниях, демонстрируя свою высшую власть
над миром света и тьмы, огня и воды. В этом рассказе дохристианские друиды уже
олицетворяют силы зла, а поэтому святой узурпирует их прежнюю роль, однако
вполне возможно, что мы имеем здесь дело с позднейшей христианской адаптацией
древнего предания о споре между друидами и демонами, кому владеть миром. Без
привлечения параллельных сюжетов нам не проникнуть к глубинной сути этих
повестей, которые могут приблизить нас к постижению тайн кельтских друидов.
Часть вторая. Мир значений
фиг. 1 Карта Ирландии
|
|