|
Ритуальное развитие сказки и постепенное разрушение дома также указывают,
что история эта может быть символическим описанием кельтского погребения, в
котором имущество, слуги и даже члены семьи подвергались ритуальному сожжению
вместе с телом умершего вождя.
Как дарительница и отнимательница жизни, тройственная богиня ведает
рождением, женитьбой и смертью короля, ее земного супруга. (Так, обряды в честь
индийской богини Дурги включали жертвоприношение свиньи или кабана, и
демонический жрец-король, совершавший жертвоприношение, олицетворял собой
смерть. В конце празднества образ Дурги Кали погружался в воду, чтобы укрыть
его от лучей утреннего солнца.) Ритуальное родство, по видимому, было поводом
для человеческих жертвоприношений. Роберт Грейвз в "Белой Богине" подытоживает
этот ритуал, как он отражается в мифах из многих европейских и среднеазиатских
источниках. Он дает царственной жертве имя греческого героя Геракла, чья сила и
мощь делают его символов жизненной силы растительного царства.
В середине лета, в конце его годичного правления, Геракла поят медом и
вводят в круг двенадцати камней, выставленных вокруг дуба. Дуб рассечен в форме
буквы Т. Геракла привязывают к него ивовыми прутьями пятикратно, связывая
вместе запястья, шею и лодыжки. Затем его бьют, бичуют, ослепляют или
кастрируют, сажая его на оплетенный омелой кол, и наконец расчленяют на
алтарном камне. Все это проделывается с высочайшей торжественностью, и кровь
его, собранная в каменную чашу, разбрызгивается на все племя. Все
присутствующие приобщаются к телу мертвого царя, чтобы стать сильнее и
плодовитее.
Геракл, узнаваемый по львиной шкуре и палице, появляется во многих
обличьях в изобразительном искусстве и легендах кельтских стран. Ирландский
Дагда, Добрый Бог, с его палицей, которая может убивать и воскрешать, одеянием,
сделанным из шкуры дикого зверя, и огромным телом имеет много общего с мифом
Геракла - также как и огромная фигура Великана Керна Аббаса в холмах Англии.
Трепет и страх, внушаемый такими богами, и психологическая память о древних
сельскохозяйственных обрядах повышают комический акцент в популярных мифах.
Известного некогда как Владыка Совершенного Знания, Дагду в одной сказке
издевательски угощают овсяной кашей, налитой в огромную дыру в земле, и в ней
плавают "целые козы и овцы, окорока свинины и множество сала', которую он
черпает ложкой, достаточно большой, чтобы уместить мужчину и женщину, лежащих
бок о бок. Сексуальные качества этого бога всегда ярко выражены, и его мощь
никогда не подвергается сомнению. Даже после такого огромного обеда ему еще
удается отделать дочь своего врага Тетры, "хотя и не без труда", а она в свою
очередь обещает уничтожить своего отца, "лишив его крови сердца и печени
храбрости". Сочетание Дагды с богиней Морриган или его распинание реки-богини
Боанн на девятимесячную ночь удовольствия - грубые и простые буквальные
воплощения ритуала брака между двумя первичными формами стихийных божеств. Одна
из функций популярного мифа и легенды состоит в низведении таких существ с их
психологически пугающего уровня в персонажи грубого веселья; в ирландских
сказках такие воспоминания обычно экстраполируются в потешные описания
божественных аттрибутов в терминах еды и секса.
Героические миры
Старая мысль о том, что люди - стражи земли, и что эта земля принадлежит
всему племени, и отчасти божеству, отражается во множестве кельтских топонимов,
происходящих от имени солнечного бога Луга. Имя его имеет много общего с
латинским lux, свет, или lucus, роща; и Laon и Лион во Франции, Лейден в
Голландии и Карлайл (Каэр Лугубалион) в Британии были названы по его имени.
Лугнасад, одно из величайших ирландских игрищ, проводился в честь этого бога 1
августа. Другие боги, такие, как Бел, Дон и Ог, также олицетворяли аспекты
сверхъестественных сил для кельтских племен, рассеянных по речным долинам и
всхолмьям Северной Европы; но Луг проводит существенную связь между топонимами,
празднествами и ирландскими легендами и сказаниями. Основа сказаний, самое
интересное в них, группируется вокруг воинского воплощения кельтских богов,
отражающего доминантные характеристики этой экстравертной племенной группы.
Ирландцы идентифицировали себя со своими богами как Туата Де Дананн - и
величайший воин был само солнце, победитель в вечно возобновляющейся битве с
тьмой. Луг Длинной Руки владел волшебным копьем, которое сверкало огнем и
громко ревело в битве при Мойтуре, освобождая Короля Hуаду и Туата Де Дананн от
фоморов, одноглазых демонов ночи.
Перед битвой Луг потребовал разрешения своим спутникам войти, сказав, что
он - плотник, кузнец, победитель и арфист; когда он выиграл состязание в
шахматы, Hуада впустил его и доверил ему защиту Ирландии. Приготовление к битве
показывает легендарных героев со специфическими общественными аттрибутами:
кузнец Гоибниу может выковать любое оружие; врачеватель Дианкехт, сделавший
Королю Hуаде серебряную руку, может исцелить любого раненого; медник Кредне
делает наконечники для копий, рукояти мечей и шишки и кромки для щитов; у Дагды
есть его знаменитая палица, котел изобилия, от которого никто не уходит несытым,
и арфа, которая может играть три мелодии, музыку сна, музыку плача и музыка
смеха.
В битве Луг выбивает злой единственный глаз у короля фоморов камнем,
пущенным из пращи, и камень, вылетевший у него из затылка, побивает множество
фоморов. Остальные разбойники бегут на своих кораблях, и с этих пор эти
"одноглазые, одноногие и однорукие" существа больше не угрожают Ирландии.
Великий эпос "Тайн Бо Куальгне", "Похищение скота из Кули", показывает
воина-героя Кухулина, в одиночку защищающего Северную Окраину от "мужей
|
|