|
смогут поведать нам, что, по свидетельству Юлия Цезаря, вся Галлия была
разделена на три части, одну из которых населяли белги, другую - аквитанцы,
а третью - народ, называвший себя кельтами, которых римляне именовали
галлами. Все эти народы отличались друг от друга по языку, обычаям и
законам. По мнению профессора Риса, белги могут быть отождествлены с
бритонцами (бриттами), кельты - с гойделами, а третий народ, аквитанцы, по
происхождению не принадлежавший ни к кельтам, ни к арийцам, относился к
обширной семье иберийских племен, говоривших на языках хамитской группы.
Кельты, носители гойдельского диалекта кельтского, сохранившегося до наших
дней в гэльских наречиях Ирландии, Шотландии и на острове Мэн, были первыми
поселенцами, перебравшимися на Британские острова под натиском белгов,
которые, по свидетельству Цезаря, были самыми храбрыми воинами среди всех
народов, населявших Галлию. В Британии они покорили аборигенов-иберийцев,
изгнали их с плодородных земель в суровые районы северной и западной Англии.
Несколько позже, под напором воинственных соседей, в Британию перебрались и
сами белги, которые, будучи обладателями более совершенного оружия и
носителями высокой цивилизации, презирали гойделов (кельтов) точно так же,
как те презирали иберийцев. Оказавшись в таком сложном положении, кельты, по
всей вероятности, объединились с иберийцами против общего врага и
ассимилировались с ними. В результате этих процессов в эпоху римского
владычества Британские острова были поделены между представителями разных
этнических групп следующим образом: бритты, или вторая кельтская народность,
правили Британией к югу от Твида, тогда как вторая кельтская группа,
гойделы, заняла большую часть Ирландии, а также остров Мэн, Камберленд,
Вест-Хайленд, Корнуолл, Девон и Северный Уэльс. К северу от Грампианс жили
пикты, представлявшие собой, по-видимому, в большей или меньшей степени
"гойделизованых" иберийцев, то есть туземный народ, сохранившийся, так
сказать, в чистом виде в Южном Уэльсе и некоторых местностях Ирландии.
А теперь самое время уточнить, что в рамках нашего исследования удобнее
всего называть обе ветви этого народа кельтами. Имея в своем распоряжении
такие привычные термины, как "гэлы" и "бритты", "гэльский" и "британский",
может показаться излишним педантизмом настаивать на более специфических
названиях, типа "гойделы" и "бритонцы", "гойдельский" и "бритонский".
Главная трудность заключается в том, что понятия "гэлы" и "гэльский"
получили широкое распространение применительно к современным гойделам
Шотландии и их языку, что может вызвать известную путаницу при употреблении
их в отношении жителей и диалектов Ирландии и острова Мэн. Аналогичным
образом термины "бритты" и "британский" употребляются применительно к
жителям Британских островов в целом, хотя в строгом смысле слова они
обозначают только жителей Англии, Центрального Уэльса, Лоуленда в Шотландии
и колонии бриттов в Бретани. Таким образом, термины "гойделы" и "бритонцы"
со всеми производными от них являются настолько неопределенными, что лучше
пользоваться более традиционными названиями. Поэтому в этой книге гойделы
Ирландии, Шотландии и острова Мэн именуются гэлами, а бритонцы Англии и
Уэльса - бриттами.
Сведения о жизни древнейших обитателей Британских островов мы черпаем
из двух групп источников. Первая из них - это произведения латинских
авторов. Однако необходимо отметить, что римлянам были хорошо знакомы только
южные бритты, телосложением и обычаями весьма и весьма напоминавшие жителей
континентальной Галлии, почему римляне и считали их родственниками
последних. Во времена, когда жили авторы этих свидетельств, на побережье
Британии, как раз напротив берегов Галлии, существовало немало колоний
белгов. По мере продвижения на север, к валу Адриана, сведения римских
источников становятся все более и более скудными, а о северных племенах они
вообще располагали только теми сведениями, которые удавалось почерпнуть в
ходе вооруженных столкновений с ними. Римляне описывают их как совершенных
варваров, чьи обнаженные тела покрывала татуировка и которые жили только
охотой, не имея ни городов, ни домов, ни даже возделанных полей, не зная
никакой власти и даже семьи, считая железо таким же ценным украшением, каким
прочие, более цивилизованные народы почитали золото. Что же касается
Ирландии, то она вообще никогда не привлекала к себе внимания римских
авторов, в данном случае мы целиком и полностью зависим от местных авторов,
оставивших весьма скудные сведения о нравах и образе жизни гэлов. Поэтому
можно считать вполне достоверными аутентичные сведения о жизни гэлов,
содержащиеся в древних гэльских манускриптах, поскольку они практически
полностью совпадают с наблюдениями латинских писателей, касающимися быта и
нравов бриттов и галлов. Внимательно изучая свидетельства обеих сторон, мы
можем в значительной мере реконструировать общую картину цивилизации
кельтов.
Грубо говоря, эту цивилизацию можно сравнить с цивилизацией греков в
том виде, как она описана у Гомера. Оба народа находились на стадии
родоплеменного скотоводческого общества, в котором крупнейшими владельцами
стад скота являлись вожди кланов, объединявшие вокруг себя наиболее
состоятельных соплеменников. Оба носили примерно одинаковые одежды,
пользовались практически одинаковым оружием и применяли сходную военную
тактику, сражаясь на боевых колесницах, которых даже в Ирландии к I веку н.
э. уже практически вышли из употребления. Битвы распадались на множество
поединков между вождями и их плохо вооруженными дружинами, мало влиявшими
как на исход сражения, так и на ход истории. Такие вожди, как правило,
претендовали на божественное происхождение, почитаясь потомками сынов богов
|
|