|
Свами
Вивекананда
Миссия Будды
В этот сборник вошли речи: «Миссия Будды – Миру», произнесенная 18 марта 1900
года в Сан–Франциско, и «Буддизм как завершение индуизма», с которой
Вивекананда выступил на Конгрессе Религий в Америке 26 сентября 1893 года, а
также помещено его краткое слово «О Будде», произнесенное в Детройте. Речи
Свами Вивекананды о буддизме дают читателю редкую возможность ощутить красоту
личности Великого Учителя и прикоснуться к основам полного жизни и любви Учения
Будды.
Перевод с английского языка осуществлен по изданию «The Complete Works of Swami
Миссия Будды
МИССИЯ БУДДЫ — МИРУ
В историческом аспекте буддизм есть наиболее важная религия, хотя он не
является таковой в аспекте философском. Это самое большое религиозное движение,
которое когда–либо существовало в мире, гигантская духовная волна,
захлестнувшая человеческое общество. Нет ни одной цивилизации, которая тем или
иным образом не ощутила на себе влияние буддизма.
Последователи Будды стремились донести дух Его учения всему миру. Они были
первыми, кто перенес буддизм на почву других религий. Они расширяли и углубляли
учение Будды. Они путешествовали на запад и на восток, на север и на юг, они
достигли глубин Тибета, проникли в Персию, Малую Азию; они достигли России,
Польши и многих других стран Западного мира. Они побывали в Китае, Корее,
Японии, Бирме, Сиаме. Когда Александр Великий со своими легионами вторгся на
Восток, мудрость Индии мгновенно нашла русло, и потоки знаний хлынули в
Средиземноморье. Буддийские священнослужители передавали народам свои знания, и
со временем религиозные предрассудки исчезли, как туман от лучей солнца.
Чтобы постичь суть учения Будды, вам нужно знать, что за события творились в
Индии в тот момент, когда Будда пришел. Точно также, чтобы понять христианство,
вы должны осознать уровень развития еврейского общества времен Христа.
Необходимо, чтобы вы поняли, что представляло из себя индийское общество за 600
лет до рождения Христа, когда индийская цивилизация достигла наивысшего
расцвета. Изучая цивилизацию Индии, вы узнаете, что она погибала и возрождалась
неоднократно. В этом и состоит ее исключительность. Многие народы, достигнув
однажды расцвета, угасали навсегда. Есть два типа развития цивилизации:
постоянный рост культуры и упадок после достижения величия. Народы Индии и
Китая, которые превыше всего ценят мир, погружаются в пучину упадка, но
впоследствии возрождаются снова. Другие, сокрушенные однажды, не могут восстать
к новой жизни. Блаженны миротворцы, ибо их ждет радость на земле!
В то время, когда родился Будда, Индия остро нуждалась в духовном вожде,
проповеднике. К тому моменту уже сложился сильный институт священства. Вы лучше
поймете ситуацию, если вспомните древнюю историю евреев. Они имели два типа
религиозных вождей: священников и пророков. Священники держали народ в
невежестве и насаждали предрассудки в их умы. Методы поклонения, предписываемые
священниками, были направлены на то, чтобы главенствовать над народом. По всему
Ветхому Завету вы будете находить пророков, которые очищают предрассудки,
насаждаемые священниками.
Начало борьбы между пророками и священниками было триумфом пророков и слабостью
священников. Священники уверяли, что есть Бог, но приблизиться и познать Его
можно только через них. Народ мог войти в святая святых только с разрешения
священников. Люди должны были платить им, поклоняться им, отдавать в руки
священников плоды своего труда. Через всю мировую историю проходит возрастающая
захватническая тенденция священства, эта невероятная жажда власти, эта
тигроподобная жажда, проявляющаяся как часть человеческой натуры. Священники
главенствуют над вами, предписывают тысячи правил для вас, они дают указания на
каждый ваш шаг. Они рассказывают вам сказки, чтобы утвердить свое право
главенствовать. Если вы хотите чего–то достичь в этой жизни или отправиться на
небеса после смерти, вы обязаны пройти через их руки. Для вас уже составлены
|
|