|
как все эти приятные, болезненные и безразличные ощущения, чувства и
переживания находят на нас, мы начинаем видеть, что даже те, что приятны, в
сущности, удовлетворительными не являются. И мы видим, что, даже если сможем
продлить только положительные переживания и уничтожить все болезненные, этого
будет все же недостаточно. Ведь останется скрытая потребность в чем-либо,
что-то неудовлетворенное, расстраивающее нас. Тогда мы начинаем понимать, что
все обусловленное существование, наша жизнь и обычные переживания являются
недостаточными. Они не в состоянии дать нам постоянного, истинного чувства
удовлетворения или счастья. Другими словами, вся наша жизнь на всем ее
протяжении неудовлетворительна (духкха).
Видя свой повседневный опыт в таком свете, мы начинаем отстраняться от него.
Мы отделяем себя от него и перестаем слишком сильно о нем печься. Мы начинаем
понимать: должно быть нечто большее, нечто надо всем этим, что может дать нам
более глубокое удовлетворение. Мы задумываемся о духовном и даже запредельном.
В конце концов мы все более и более отдаем наши сердца необусловленному,
духовному и запредельному, отдаляясь от своих повседневных переживаний. Слово
шраддха происходит от глагола, означающего «ввериться сердцем». Именно таким
путем развивается вера.
Вначале наша вера нетвердая, смутная, находится в зачаточном состоянии, но
постепенно она упрочивается и, в итоге, становится верой в «Три
Драгоценности»80.
Тогда мы начинаем видеть в Будде, Дхарме и Сангхе воплощение тех высоких
духовных ценностей, которые стоят над миром и вне него, но, в то же время,
сообщают миру осмысленность и значимость. Мы все более «вверяемся им сердцем»,
пока это не подвигнет нас к действию и мы не примем Прибежища81.
В отличие от страстного желания, возникающего в зависимости от ощущения,
вера возникает в зависимости от неудовлетворительности. В зависимости от
переживания неудовлетворительности всего обусловленного существования возникает
вера в необусловленное, представляемое Буддой, Дхармой и Общиной. В точке
нахождения этого стыка мы, таким образом, покидаем колесо и вступаем на
спиральный путь. Мы начали движение не циклического порядка, но поступательного,
по спирали. Это тот стык, где мы вступаем на путь, ведущий к нирване. (Из
лекции №10: «Вхождение в Поток», 1966)
ПУТЬ ПО СПИРАЛИ
В самом общем смысле слова буддизм можно рассматривать с двух точек зрения:
одна из них — более теоретическая, философская, даже спекулятивная, другая —
более практическая и даже прагматичная. Здесь мы рассмотрим прикладной аспект
буддизма. Отставим в сторону теорию и обратимся к тому, что имеет исключительно
практическую применимость. Постараемся понять некоторые стадии духовного пути:
с буддийской точки зрения трудно себе представить что-нибудь более практическое.
Буддизм — не просто религиозное учение, но и в своей первооснове — путь к
достижению Просветления. То, что мы называем стадиями духовного пути, это
просто последовательные, опирающиеся один на другой этапы нашего продвижения к
просветленности. Эти стадии излагаются не в согласии с неким чисто внешним
критерием. Они, в своем существе, психологические и продиктованы самой природой,
структурой нашего духовного опыта. Ими представлена определенная
последовательность переживаний, причем последующее возникает в зависимости от
предшествующего. Как из бутона распускается цветок, а цветок созревает в плод,
так из одного духовного переживания расцветает другое, из того — следующее, а
за тем — еще одно. И каждая последующая стадия выше, чище, прекрасней и немного
ближе предыдущей к нирване. Последовательность этих стадий выражает
последовательное развитие и накопление результатов.
Здесь мы довольно бегло рассмотрим двенадцать стадий духовного пути; каждая
из них возникает в зависимости от предыдущей или обусловлена ею. Существуют и
иные формулировки пути, в которых перечисляется различное число стадий. Есть
«благородный восьмеричный путь»82, «тройственный путь» (из нравственности,
медитации и мудрости), «путь совершенств» (парамит), которые практикует
Бодхисаттва; их либо шесть, либо десять83. Но здесь нас будут занимать
двенадцать последовательных стадий, поскольку эта формулировка проявляет
природу духовного пути, пожалуй, яснее, чем любая другая.
Рассмотрим эти стадии одну за другой и постараемся понять, что они собой
представляют. Но прежде всего подчеркнем, что каждой стадией выражено духовное
переживание в процессе его перехода к последующему, более продвинутому
переживанию. Переживания не являются чем-то застывшим и неподвижным, это не
ступени лестницы, ибо каждое непрестанно находится в состоянии развития во
что-то большее. Мы говорим о духовном пути, но не будем забывать, что это
только метафора. Нельзя считать духовный путь чем-то готовым и застывшим, по
которому просто надо пройти. Путь сам растет, как растение. Одна стадия
перетекает в другую, и имеет место непрерывное восходящее движение. Это
становится ясно из формулы, описывающей стадии пути: «в зависимости от А
возникает Б». Если мы проследим за последовательностью стадий и попытаемся
понять эти духовные переживания, то обнаружим, что пришли к своего рода
феноменологии духовного прогресса.
В зависимости от страданий (санскр. — duhkha, пали — dukkha) возникает вера
(санскр. — sraddha, пали — saddha). Именно здесь начинается духовный путь,
возникают два переживания: переживание страдания и другое переживание, которое
мы назвали переживанием веры. Как объясняет данная формула, предыдущий опыт —
страдание — привел к возникновению последующего опыта — веры. Страдание здесь
|
|