Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Сангхаракшита - Буддизм: Основы Пути
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
Ашвад-жита, он был весьма поражен обликом того: Ашваджит был очень спокоен, 
счастлив и прямо сиял. Итак, Шарипутра спросил его: «Кто твой учитель и что за 
учение он исповедует?» Ашваджит ответил: «Я всего лишь начинающий, я знаю 
немного. Но то, что знаю, я скажу». После этого он произнес строфу на языке 
пали, она сохранилась в священных текстах. Перевод ее таков: «Татхагата62 
объяснил происхождение вещей, возникающих от причин. Их прекращение он тоже 
объяснил. Таково учение великого аскета». За одним, возможно, исключением, это 
знаменитейшая строфа во всех буддийских священных текстах. Часто ее считают 
суммарным изложением всей дхармы. Услышав этот стих, Шарипутра тотчас обрел 
высокий уровень духовного прозрения.
   Однако причинность не однородна. Во Вселенной и в человеческой жизни 
действуют два великих закона причинности. Первый мы можем определить как 
порядок цикличности реагирования в ответ; второй назовем порядком спирального 
поступательного движения. В циклическом порядке обусловленности есть налицо 
процесс действий и ответных действий, т.е. реагирования, имеющих место между 
парами противоположностей: удовольствием и болью, счастьем и горем, прибылью и 
потерей и, в пределах более широкого горизонта с целым рядом жизней, — 
рождением и смертью. А спиральный порядок духовности, с другой стороны, 
определяет постепенное развитие взаимодействующих, последовательно усиливающих 
друг друга факторов. Здесь каждый последующий фактор подкрепляет воздействие 
предыдущего, а не противодействует ему и не устраняет его. Так, в зависимости 
от удовольствия появляется не боль, а счастье; в зависимости от счастья — не 
несчастье, но радость; в зависимости от радости возникает восторг, затем 
блаженство, новый порыв и за ним экстаз.
   В жизни человека эти два закона причинности выражаются в двух различных 
типах ума: реагирующем в ответ и творческом. Это не означает, что буквально 
есть два разных типа ума; лучше сказать, что это два способа, которыми может 
действовать один и тот же ум. Действовать мы можем либо творчески, либо 
реагировать в ответ. Реагировать вовсе не означает действовать по-настоящему. 
Это, в сущности, пассивное состояние, находясь в котором, мы машинально 
реагируем на любые воздействия. Творческое же действие, напротив, означает 
именно действовать, поступать, порождать что-то — дарить существование тому, 
чего раньше не было, будь то произведение искусства или более высокое состояние 
сознания. Реагирование подразумевает механичность, тогда как творческая 
созидательность — спонтанность. Реагируя пассивно, вы повторяете себя — все те 
же старые шаблоны своих жизней, делаете сегодня то же, что делали вчера; на 
этой неделе — то же, что и неделей раньше; в этом году — то же, что и год 
назад; то есть вы делаете в этой жизни в точности то же самое, что и в прошлых 
жизнях. Но став созидательными, вы изменяетесь и развиваетесь, становитесь 
новым человеком.
   Таким образом, личное духовное развитие основывается на причинности 
поступательного порядка, движения вперед. Личное развитие предполагает 
прекращение ответного реагирования, обретение навыка жить созидательно. Это, 
конечно, вовсе не просто. Помимо всего прочего, это предполагает глубокое 
осознавание двух видов причинности, и не как отвлеченных принципов, но как 
конкретных альтернатив, с которыми мы сталкиваемся. Выбор между этими видами 
причинности встает перед нами не раз и не два за нашу жизнь, а ежеминутно и 
каждодневно, потому что каждую минуту мы должны выбирать одно из двух — 
реагировать или творить. Предположим, что кто-то обращается к вам не очень 
вежливо. Вы можете отреагировать, войдя в состояние гнева или почувствовав 
обиду, но можете ответить и в созидательном ключе, попытавшись понять, что 
происходит (возможно, задумавшись, почему с вами так говорят), проявить участие 
или же хотя бы стерпеть. Реагируя, мы остаемся прежними, а то и деградируем; 
поступив же созидательно, мы сделаем шаг вперед в собственном духовном развитии.

   На языке символов, Будда, сидя под древом бодхи, узрел две вещи. Сначала — 
огромное колесо, которое объем-лет собою все существование. Оно сообъемно 
космосу и включает в себя все живое. Колесо беспрерывно вращается: день за днем,
 жизнь за жизнью, век за веком. Нам не видно, когда оно завертелось и когда оно 
остановится, — это видит лишь Будда.
   Это огромное колесо вращается на ступице, сделанной из трех тварей, 
образующих кольцо: красного петуха, жадно роющегося в земле; зеленой змеи, с 
красными и злющими глазами; и черной свиньи, бессмысленно валяющейся., в грязи; 
и эта тройка образует кольцо, каждый из них кусает за хвост переднего.
   Ступица образует первый круг колеса, а за нею находится второй круг большего 
диаметра. Он разделен по вертикали на две половины — черную и белую. На обеих 
половинах размещены изображения мужчин и женщин. На белой стороне фигуры 
движутся вверх, даже взлетают, словно навстречу звукам прекрасной музыки. Их 
лица выражают восхищение и блаженство; некоторые тянут руки вверх. Их взоры 
обращены к вершине круга. На черной половине фигуры движутся вниз; даже не 
просто движутся, а погружаются вниз головой. Некоторые из них держатся руками 
за голову. Кто-то наг и обезображен. Некоторые связаны друг с другом. Их лица 
выражают муки и ужас.
   Следующий обод колеса самый широкий. Он разделен на шесть секторов, и в 
каждом из них изображен целый мир (или несколько миров). Если хотите, каждый 
сектор представляет состояние ума или уровень сознания. Порядок может 
варьироваться, однако всегда наверху располагаются боги (дэвы). Они обитают в 
роскошных дворцах, окруженные великолепием и роскошью. Их существование подобно 
волшебному сну. У некоторых богов тело состоит из чистого света, а общаются они 
мыслью без слов.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-